БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ, ИЛИ ТАЙНЫ ЖИВОЙ КЛЕТКИ "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму" Конфуций. Современное образование призвано развивать всесторонне развитую личность, при построении любого занятия, урока необходимо учитывать индивидуальные потребности ребёнка. С внедрением ФГОС среднего образования спектр технологий, приёмов и методов позволяющих учитывать потребности подрастающего поколения увеличился, за счёт введения часов внеурочной деятельности. Мне, как молодому учителю было самой интересно начать работу в этом направлении. В этом году в рамках введения ФГОС среднего звена, я веду образовательный модуль «Тайны живой клетки» в 7-х классах. В начале учебного года, на ярмарке образовательных модулей, прорекламировала ребятам данный модуль (ссылка презентация). Все учащиеся, посещающие образовательный модуль превратились в научных сотрудников, началось всё с ТБ в биологической лаборатории, ТБ при проведении лабораторных работ, Правил работы с увеличительными приборами, Правил и приёмов микроскопирования. Углубленное изучение клеток растений, грибов, животных и т.д. Каждое занятие для ребят это открытие они с большим интересом работают на занятии. Занятия включают в себя три этапа работы, теоретическая часть повторение изученного (видео или презентация), затем практическая (по инструкционной карточки), заключительная (зарисовка наблюдаемых объектов в альбом). В рамках данного модуля, ребята изучают клеточное строение, через метод микроскопирования. Самостоятельно изготавливают объекты наблюдения (микропрепараты) затем рассматривают их под микроскопом. Курс имеет чётко выраженную практическую направленность, помогает учащимся наглядно и в большей степени самостоятельно изучить клеточное строение организмов. Целью образовательного модуля является углубить и расширить знания учащихся о клеточном строении и разнообразии тканей растений и животных. Задачи модуля: обобщить и углубить знания о клетке и тканях, детально изучить микроскоп и других современных увеличительные приборы. С внедрением модуля, у ребят повысился интерес к науке биологии, многое не понятное и не известное для них, стало более доступным, те ребята, которые посещают данный модуль стали лучше готовиться, более активно вести себя на уроках. Данную идею можно использовать и в старшей школе (9 – 11 классы), как элективный курс для профильных классов, так как он позволяет углубить знания в цитологии и гистологии, что поможет при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а построение занятий подобное Вузовским позволит сориентировать учащихся к дальнейшему обучению. Благодаря чему учащиеся смогу комфортно и беспрепятственно продолжать обучение в других учебных заведениях. Также данную идею можно применить в младшем звене школьного образования, как кружковая работа или образовательный модуль, немного скорректировав объекты наблюдения и приёмы микроскопирования. Ребята 5-х классов проявляют всегда большой интерес к лабораторным работам с использованием микроскопа, а в образовательной программе их предусмотрено небольшое количество.
Сысолятина Юлия Анатольевна МАОУ "Школа № 17" Здравствуйте, Олга Эдуардовна, присоединяюсь к предыущим коментаторам. Такая практическая работа в рамках Вашей программы несомненно поддерживает интерес ребят к премету. Обязательно нужно выходить на исследование и представлять в городе и крае результаты Ваших маленьких ученых! Удачи
Воспитатель Погонченкова Мария Александровна МБДОУ "Детский сад № 40" Уважаемая Ольга Эдуардовна!Вы пишите, что данную идею можно применить в младшем звене школьного образования, как кружковая работа или образовательный модуль, немного скорректировав объекты наблюдения и приёмы микроскопирования. Я думаю, что у ребят-дошкольников было бы тоже очень много восторга,если в детском саду организовать мини-лабораторию для занятий. Спасибо!
Прошу прощения, забыла написать свои данные в комментарии выше. Педагог дополнительного образования МБУДО "ЦТиР "Планета талантов" - Тумаева Ирина Валерьевна.
Учитель-логопед Шевчук Л.В. МБДОУ "Детский сад № 40" Уважаемая Ольга Эдуардовна! Я согласна с тем, что знания у детей углубляются о клеточном строении живых организмов при использовании метода микроскоповирования. Хотелось бы, чтоб в каждой образовательной организации микролаборатории были оборудованы современными цифровыми микроскопами. Вот тогда детям точно будет интересно.
Педагог дополнительного образования МБУДО "ЦТиР "Планета талантов" - Тумаева Ирина Валерьевна. Здравствуйте, Ольга Эдуардовна. Согласна с предыдущими комментариями, Ваша педагогическая идея действительно замечательна тем, что основана на практике, хотелось бы узнать о сроках реализации представленного модуля, на какой промежуток времени он рассчитан? Спасибо.
Педагог дополнительного образования МБУДО "ЦТиР "Планета талантов" - Тумаева Ирина Валерьевна. Ольга Эдуардовна, скажите, пожалуйста, чем Ваша педагогическая идея отличается от повседневной деятельности, той, что была 15 лет назад и существует сейчас. Мне кажется, и в мои школьные годы, мы приносили из дома объекты наблюдения, рассматривали под микроскопом строение клеток, пытались шедеврально нарисовать их в тетради.
Шмакова И.Н., при такой практической деятельности, у Вас, наверное, все дети работают над научно - практическими исследованиями и успешно участвуют в НПК. А это лучшая оценка Вашей идеи
На школьный НПК работу в прошлом году представляли, т.к. я работаю в школе второй год большого опыта у меня нет, но в программе образовательного модуля запланирована исследовательская работа.
Воспитатель: Липатникова Мария Александровна МБДОУ «Детский сад №40» Добрый день, Ольга Эдуардовна. Замечательно, что в своем модуле вы уделяете особое внимание практическому изучению клеточного строения организмов. Особенно это важно, если принимать во внимание какое место цитологии отводится в заданиях ЕГЭ. Я имею опыт работы в школе учителем биологии. Но, к сожалению, не разглядела в чем новизна построения данного модуля. Поясните пожалуйста?
Новизна, наверное в том чтобы максимально приблизить работу в обычном кабинете, к условиям лаборатории,чтобы учащиеся могли полностью погрузиться в данный вид деятельность. Был даже случай, когда ребята оставались после уроков, чтобы рассмотреть все приготовленные препораты
Трубникова Т. С., педагог-психолог МБДОУ "Д/с №10" Здравствуйте, очень понравилось, что в своем модуле Вы основное внимание уделяете методу микроскопирования, никакие картинки не заменят реального наблюдения за клеткой