Формирование у учащихся умения работать с информацией средствами учебного предмета «Окружающий мир» системы Л.В.Занкова - Диссеминация опыта работы педагогов г.Ачинска - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Формирование у учащихся умения работать с информацией средствами учебного предмета «Окружающий мир» системы Л.В.Занкова
11.11.2014, 17:37
Формирование у учащихся умения работать с информацией средствами учебного предмета «Окружающий мир» системы Л.В.Занкова учитель МБОУ «СШ № 5» города Ачинска Красноярского края Кох Надежда Константиновна
В связи с переходом системы начального образования на стандарты второго поколения сформированность читательских умений относится к наиболее значимым. У любого учащегося должны быть сформированы умения работать с текстом как источником информации. Уровень овладения читательскими умениями имеет решающее значение для успешного обучения на следующей ступени. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео- или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, натуральный предмет окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации. Для формирования информационных умений УМК системы Л.В.Занкова сконструированы таким образом, что ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивается с необходимостью: • добывать и фиксировать информацию; • понимать информацию и уметь ее преобразовывать; • применять информацию в учебной деятельности; • уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности. В комплекте учебников системы Л.В. Занкова развитие названных умений и навыков представлено системно по двум направлениям: 1) внутри предметной линии от 1 к 4 классу по принципу «От простого к сложному»; 2) внутри учебников по разным предметам внутри каждого класса. Такой подход обеспечивает единство требований и подходов со стороны педагога к динамике развития учащегося, обеспечивает видение им действительно метапредметной направленности заданий УМК; обеспечивает процессуальность как одно из типических свойств методической системы. Более конкретно я хочу остановиться на комплекте Н.Я.Дмитриевой «Окружающий мир». В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования пред¬мет «Ок¬ру¬жа¬ю¬щий мир» рас¬смат¬ри¬ва¬ет¬ся и как фун¬да¬мент для изу¬че¬ния фи¬зи¬ки, хи¬мии, би¬о¬ло-гии, ге¬ог¬ра¬фии, об¬ще¬ст¬воз¬на¬ния, ис¬то¬рии в основной школе, и как пер¬вый, един¬ствен¬ный и пос¬лед-ний пред¬мет в шко¬ле, ри¬су¬ю¬щий ши¬ро¬кую па¬но¬ра¬му при¬род¬ных и об¬ще¬ст¬вен¬ных яв¬ле¬ний как ком-по¬нен¬тов еди¬но¬го ми¬ра. Имен¬но та¬кое по¬ни¬ма¬ние ро¬ли учеб¬но¬го пред¬ме¬та «Ок¬ру¬жа¬ю¬щий мир» из-на¬чаль¬но за¬ло¬же¬но в прог¬рам¬му и учеб¬ни¬ки, раз¬ра¬бо¬тан¬ные в сис¬те¬ме раз¬ви¬ва¬ю¬ще¬го обу¬че¬ния Л.В. Занкова. Знакомство с аппаратом учебника я начинаю с первого класса. Учащиеся знакомятся с людьми, которые его создали, авторами и художниками, учатся использовать заключительный раздел учебника «Содержание» для поиска необходимой информации. Обучающиеся знакомятся с системой значков, определяющих направленность заданий на выполнение той или иной деятельности, а также со справочным материалом (краткой библиографией известных людей, предметным указателем, словарём терминов, приложением разных карт). С 1 клас¬са я предлагаю учащимся задания на поиск информации, которые представлены в основном в форме рисунков. Но, и в дальнейшем, ребята видят в учебнике не просто картинку к тексту, но и специально организованные задания по анализу, сравнению, интерпретации информации, данной в виде специально организованной иллюстрации.
В первом задании детям предлагается соотнесение понятия с частью рисунка - надо найти у растения корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. В процессе выполнения задания идет работа над развитием у детей умений получать, понимать информацию, представленную в неявном виде; преобразовывать информацию из одного вида в другой. На этом же развороте детям предлагается выполнить и такое задание: «Какому из растений на рисунке соответствует понятие: дерево, кустарник, травянистое растение?». Дети, опираясь на свой жизненный опыт, выполняют это задание. Дополнительно задаю такие вопросы: «Для чего нам предлагают на рисунке разрез стебля?» или «Как поможет рисунок с разрезом стебля для определения, сравнения растений?», «А на рисунке, который мы уже рассматривали на с. 22, изображены какие растения?» и т.п. Здесь можно говорить о развитии умений понимать информацию, представленную в неявном виде; интерпретировать ее и обобщать; преобразовывать из одного вида в другой; передавать партнеру важную для учебной задачи информацию, анализировать, оценивать содержание, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте, сравнивать между собой объекты, выделяя существенные признаки. Задание «Отгадайте растение» направлено на развитие умений понимать информацию, представленную в неявном виде; описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. Во 2-4 классах продолжается работа с рисунком, иллюстрацией в учебнике как с источником информации.
Работая с учебным материалом, дети учатся участвовать в диалоге при рассматривании и обсуж-дении иллюстраций или рисунков; составлять устно небольшое монологическое высказыва¬ние по предложенной теме, заданному вопросу; описывать по определенному алгоритму объекты наблюде-ния, по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности, группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака. При изучении предмета «Окружающий мир» большое значение имеет умение работать с научно-познавательным текстом. Уже во 2 классе дети учатся осознанно читать тексты с целью освоения и использова¬ния информации, использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
Текст дети в 2-4 классе читают самостоятельно. Затем в паре ищут ответы на поставленные вопросы после текста. Иногда прошу задать вопросы друг другу по содержанию, высказать свое мнение о значении снега на полях, а более сильным ученикам даю задание кратко пересказать текст. В ходе работы с текстом формируются такие умения: - находить в тексте информацию, заданную в явном и в неявном виде; - объяснять смысл слов или выражений, опираясь на информа¬цию, найденную в тексте; - формулировать собственное мнение по проблемам, поднимае¬мым в тексте, привлекая для аргументации дополнительные све¬дения; - пересказывать кратко текст. Очень важно формировать у учащихся умение понимать информацию и уметь ее преобразовывать. Так, выполняя это задание, ребята работают в паре и совместно находят отличия между рисунками.
Пытаясь объяснить явления, ребята ищут информацию в тексте «Тела и вещества». В ходе совместного изучения материала они выделяют главные вопросы по теме и сравнивают с представленным образцом. Вся эта работа учит детей общаться, соблюдая определенные правила коммуникации, работать с несколькими источниками информации, сопоставлять информацию, анализировать и обобщать, делать выводы и представлять результат своей работы. В 4 классе я много работаю над формированием умения выделять информацию из сообщений разных видов; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведёнными в учебной литературе; обобщать все изученное.
Часто ребята сначала знакомятся с текстом, а потом письменно отвечают на ряд вопросов после текста, делают выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, составляют небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Такая работа с текстом учит их преобразовывать и интерпретировать информацию. Используя комплексные контрольные работы, я формирую умение осознанно читать текст с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и преобразования информации из сплошного текста в таблицу. Например: «У птиц бывает по-разному. У маленького чижа пять птенцов. У этой серой куропатки – двадцать, а у страуса-папы целый детский сад – тридцать малышей. Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в гнезде. А птицы, у которых птенцы сами могут добывать пищу, способны вырастить больше потомства».
Название животного Количество детей Кто на первом месте по количеству детей? Какие места у остальных? Колюшка Лось Серая куропатка Страус Черепаха Чиж
Немаловажно на начальном этапе формирования умения работать с информацией научить оценивать достоверность получаемой информации. Ученики, изучив материал по теме «Дикорастущие и культурные растения», работают с таблицей, в которой есть лишняя информация. Задача учащихся - вычленить только существенную и верно заполнить таблицу.
Представленные здесь задания позволяют сформировать у учащихся первичные навыки работы с информацией и добиться выполнения требований Стандарта. Учащиеся смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.