Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания средствами УМК системы Л.В.Занкова - Диссеминация опыта работы педагогов г.Ачинска - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания средствами УМК системы Л.В.Занкова Кох Н.К., учитель начальных классов, МБОУ «Средняя школа №5» г.Ачинска
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в МБОУ «СШ №5»: способствовать воспитанию и развитию высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, соблюдающего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации, школы, семьи.
Задачи программы: — формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; — воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; — воспитывать нравственные качества личности ребёнка, — способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: •общеобразовательных дисциплин; •произведений искусства; •периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; •духовной культуры и фольклора народов России; •истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; •жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей; •общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; •других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что в содержании учебников должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Реализация целевых установок средствами УМК системы Л.В.Занкова
В содержание УМК системы Л.В.Занкова заложен воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы Л.В.Занкова в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе. Учебники «Литературное чтение» содержат в достаточном количестве литературных текстов детских писателей, фольклорных произведений народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины. Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России. Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края; знакомят с культурами народов других стран мира; воспитывают толерантное отношение к другим народам и культурным традициям; развивают способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу. Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Особое место в учебно-методическом комплекте системы Л.В.Занкова занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома. Для внеурочной деятельности разработан учебник-хрестоматия "Я - гражданин России" для учащихся 3-4 класса расширяет и систематизирует знания детей об окружающем мире. Эти учебники раскрывают историко-обществоведческие знания для младших школьников. В учебные пособия включены рассказы о славных и драматических событиях истории нашей родины. Таки образом дети знакомятся с родной историей, прежде всего, на уровне эмоциональном, образном – с тем, чтобы потом, в средней школе перейти к систематическому изучению истории уже с точки зрения фактов, закономерностей исторического процесса. Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках УМК системы Л.В.Занкова помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности. В комплекте учебников системы Л.В.Занкова большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.