Конспект урока "Орнамент в русском народном костюме. Создание орнамента в графическом редакторе" - технология - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Технологическая карта урока Тема: "Орнамент в русском народном костюме. Создание орнамента в графическом редакторе Paint". Цели: 1.Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, как символа народа, страны. 2. Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды. 3. Развить эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в графическом редакторе Paint. 4.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре. 5.Привить интерес к русской народной культуре. Планируемый результат Предметные: Знать особенности орнамента русского народного костюма. Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции; чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. Метапредметные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу; умеют планировать работу по конструированию сложных объектов из простых в графическом редакторе Paint;
Основные понятия Орнамент, образ, солярные знаки, понёва Межпредметные связи История Ресурсы: - основные - дополнительные Иллюстрации с изображением крестьян, презентация «Русский народный костюм», русская народная музыка, русские народные костюмы.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Ожидаемый результат Каждый ребёнок знает понятие орнамент, умеет работать в графическом редакторе Paint.
Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Слушают учителя. Организует начало урока.
Проверь дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?
Организуют рабочее место. Коммуникативные УУД: адекватно выражают и контролируют свои эмоции. II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Слушают одноклассника. Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша! Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Осмысливают цель урока -Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в «русском народном» костюме).
Слайд №1 -Да, верно ребята, тема урока: «Орнамент в русском народном костюме. Создание орнамента в графическом редакторе Paint». Слайд №2. -Прочитайте эпиграф к уроку: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин) Вопросы к учащимся: -Скажите, в современном быту люди пользуются народными костюмами? Ответ: нет.
-Зачем нам нужно знать эту тему? Ответ: -Чтобы быть образованными людьми, мы должны знать историю, культуру, традиции наших предков. - Где можно увидеть людей в русском народном костюме в наши дни, кроме музея? Ответ: На сцене, в театре, кино. Слайд №3 Представление фольклорного коллектива. - Обратите внимание, в какие нарядные костюмы одет коллектив. Особое внимание обратите на орнамент отделки костюма. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии
Ознакомятся с перспективой работы на уроке. Познавательные УУД: Принимают активное участие в обсуждении, анализируют репродукции фольклорных коллективов.
Коммуникативные УУД: Излагают свое мнение; выдвигают аргументы в дискуссии.
Регулятивные УУД: Определяют тему, цель учебной деятельности; принимают учебную задачу.
III. Изучение нового (18мин)
Слушают одноклассника читает стихотворение «Женский костюм» Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое: Кафтан надет поверх рубахи длинной, Орнаментом украшенный внизу. На голове – убрус под шапкой чинной Или повойник – оттенить красу. Ну, горожанки шли в сапожках новых, Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы – Детали поясню вам в двух словах. Выделяют элементы одежды из стихотворения.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают картин. Делают вывод. -А, теперь рассмотрим элементы одежды, Аня прочитает стихотворение «Женский костюм», а вы должны отметить о каких видах одежды идет речь? - О какой одежде говориться в стихотворении? Рассмотрим элементы костюма. (фронтальная работа, на слайде показ элемента одежды с объяснением его значения)
Слайд №4 Кафтан Слайд №5 Понева Слайд №6 Запона Слайд №7 Убрус Слайд №8 Повойник - Костюм крестьянки-традиционно носил национальные черты. Мы предлагаем вам выполнить работу в паре.
Слайд №9
Итак, какие элементы одежды вы отнесли к северным и южным районам?
-Одинакова ли была одежда людей разных регионов? Вывод: костюмы отличались головными уборами, поясной одеждой
Слайд №10 - Русский человек ощущал себя частью мира, в котором он жил, частью природы, которая его окружала. Рассмотрим с вами образцы украшения русской одежды. Чем украшена одежда?
Ответ: вышивкой, тесьмой. кружевом и т.д.
Слайд №11 Обратите внимание на орнамент. - Давайте вспомним, а, что же такое орнамент ? - Какое значение имел орнамент? Ответ: орнамент имел защитно-охранительное значение.
Слайд №12
- Основными мотивами орнамента русского народного костюма являлись солярные знаки.
Вопрос: что значит солярные знаки?
Ответ: оберег, защитный знак.
- Давайте посмотрим какие солярные знаки использовали русские люди в своих орнаментах символические изображения солнца, земли и воды.
Слайд №13,14,15,16,17,18 Из них выстраивали узор. Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы, древа жизни. Прочитать стихотворение, проанализировать, выделить элементы одежды относящиеся к северным, южным районам и заполнить таблицу (работа учащихся в паре 5 минут) стихотворение «Женский костюм» И не касался Запад просвещённый Его своеобразной красоты! Все те же сарафаны надевались, Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались Из северных и южных областей. На севере носили сарафаны Из однотонной ткани, из холста, Из крашенины, шерсти домотканой. И лишь отделки яркой красота Нарядный вид костюму придавала, А на рубахах вышивка всегда Событиям особым отвечала – Для свадьбы, сельских праздников, труда,
Крестьянки Юга – те предпочитали. Поверх рубах понёвы надевать, Узором по подолу украшались, Но юбки было принято считать Нарядом женским, Девушки носили. По верх рубахи фартук иль армяк, На совершеннолетие им шили Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали, Расшитые узорами венцы, На Юге кики им предпочитали, А к юбкам пришивали бубенцы.
район Головной убор Плечевая одежда Поясная одежда обувь Северный Южный
Вставить в текст пропущенные слова.
________, основанный на ________ и чередовании составляющих его элементов называют орнаментом. (узор, повторении) Знают элементы русского народного костюма; основные мотивы русского костюма. Отличительные особенности одежды северного и южного района. Умеют объяснять смысл солярных знаков, символов. Коммуникативные УУД: Соблюдать нормы коллективного общения. Познавательные УУД: Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; определять общую цель и пути ее достижения. Личностные УУД: проявляют познавательную активность. IV. Закрепление нового материала (20 мин) Отвечают на вопросы, работают в паре, представление своей работы.
- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? Ответ: По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин). нагрудные узоры – защищали сердце и легкие, наплечные – охраняли руки, наподольные – не давали пробраться злым силам снизу. -Вы должны подготовить орнамент в русской национальной одежде. - Как вы думаете, какую компьютерную программу будем использовать? Ответ: (графический редактор Paint). - При подготовке орнамента, какие основные операции над рисунком вам пригодятся? Ответ: операции копирования, перемещения, поворот и наклон фрагмента рисунка) А теперь выполним практическую работу. Слайд №19
Задание: Каждая пара должна оформить определённый элемент одежды: сарафан, кокошник, рубаха, юбка, фартук. (папка с шаблонами располагается на каждом компьютере). Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Этапы работы: 1. Взять нужный шаблон (название шаблона находится на компьютерном столе); 2. Наметить места украшений и орнамента; 3. Нанести орнамент; 4. Определить колорит (цвет) костюма; 5. Результаты работы сохранить под своей фамилией в сетевой папке (Компьютер / Сеть / SRV-SCHOOL16 / Для учеников / Для учеников 5 класса). 6.Презентация своей работы Закрепить навыки создания художественного образа –орнамента в декоративной композиции средствами графического редактора Paint.
Коммуникативные УУД: Адекватно выражают и контролируют свои эмоции; понимают позицию другого, аргументированно оценивают свою работу и работу своих товарищей. V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1мин) Отвечают на поставленные вопросы. Выражают свои эмоции. Достигают цели поставленной на уроке. Слайд №20 Учитель задаёт вопросы (слайд), отношение к высказанному. Вопросы: - что вам понравилось в ансамбле народного костюма? - О чем может рассказать русский народный костюм? - Что понравилось на уроке? - Где можно найти практическое применение полученных знаний? Коммуникативные УУД: Излагают свое мнение в диалоге. Регулятивные УУД: Знают особенности русского народного костюма. Личностные УУД: Осознают свои возможности в учении. VI. Домашнее задание Слайд №21 Подготовить коллаж к предстоящему летнему празднику Ивана Купалы (либо средствами графического редактора paint, либо на альбомном листе из готовых изображений) или нарисовать.