Особенности традиционного воспитания детей в Сибири в XVIII-XIX вв - Конкурс презентаций "Семейные традиции" - 2013-2014 уч.год-конкурсы - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Особенности традиционного воспитания детей в Сибири в XVIII-XIX вв.
К двадцати годам не умён, к тридцати не женат, к сорока не богат – всю жизнь так.Сибирская поговорка
В традиционной старожильческой сибирской семье важное место занимала система воспитания подрастающего поколения и включало в себя: Общественное воспитание Семейно-родственное воспитание Самовоспитание «Не будь крикливым, не будь ревливым, будь уёмным, будь угомонным, не будь жадным, будь аушным», - приговаривала бабка-повитуха над ребёнком. Воспитанием в семье традиционно занимались дедушка и бабушка: они были менее других заняты крестьянским трудом. Одновременно считалось, что родители ещё «не созрели для роли воспитателей» Все дети большой нераздельной семьи воспитывались вместе, старшие одновременно участвовали в воспитании младших. Важнейшее место занимало трудовое и нравственное воспитание – именно эти качества являлись главными достоинствами сибиряка. Религиозно-нравственное понятие «грех», о котором ребёнку рассказывали взрослые усваивалось из страха перед Богом. Он знал – согрешит, значит произойдёт несчастье, кто-то заболеет или умрёт. В Сибири отношение к детям было всегда ровное, без унижения и оскорбления. Малышей шутливо именовали по имени-отчеству, советовались, беседовали с ними на серьёзные темы. До семи лет различий между девочками и мальчиками в воспитании, занятиях и мелких поручениях не было. Они ухаживали за домашней птицей, вместе с бабушкой и дедушкой следили за порядком в доме и на подворье. Мальчики: С 9 лет: стригли лошадей, гоняли скот на пастбище, принимали участие в работах отца, знакомились с лесом, тайгой: собирали грибы, ягоды, учились распознавать травы, ловить рыбу. С 11 лет умели ездить верхом на лошади, боронили пашню во время сева, перенимали плотничьи, сапожные, земледельческие навыки.
«Свой бороноволок дороже чужого работника», - с гордостью говорили родители о сыне. С 14 лет подростки («рошша» – так их называли на Ангаре) учились пахать, работали на покосе, сами водили лошадей в «луга», «ночное».
С 17 лет выполнял все виды сельских работ: косил сено, ставил копна, пахал на пашне, управлялся с конём, упряжью. Получал свой земельный надел – 15 десятин – и совместно с родственниками разрабатывал пашню. Он становился «женихом» и мог участвовать в сходах на ровне со взрослыми мужчинами. Девочки: К 11 годам умели обрабатывать пряжу, прясть на прялке и самопрялке, выполняли посильную работу по дому и на подворье. К 14 годам умели вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи, доили коров, ухаживали за домашним скотом, учились жать серпом и вязать снопы. К 15 годам ткали на кроснах, начинали готовить приданое для будущей свадьбы.
С 16 лет участвовали во всех работах на покосе, на жнитве, полностью обрабатывали лён, коноплю. К 17-18 годам становилась полноправной работницей в доме. Она выполняла все работы на поле, знала все сорта холста, шитьё одежды. Примечательно, что варить и печь в своём доме старались её не учить: она училась этому у свекрови после свадьбы. Воспитание и самовоспитание детей шло во время совместного время препроваждения, проживания детских традиций, обыгрывания многх сторон «взрослой» жизни. Воспитание в Сибири было и средством сохранения традиций, и средством воспроизводства их в последующих поколениях. Человек продолжал воспитываться всю свою жизнь и только в преклонные годы обретал истинную мудрость: понятия «старость» и «мудрость» у сибиряков были синонимами. Источники информации:http://content.foto.mail.ru – картины художника Н. Богданова-Бельского http://s011.radikal.ru – картины художника А. Пластова http://www.scherbinka.ru/photos - фото: Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома. Август 1912 г. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт и традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов/ КГПУ. 3-е изд., испр., - Красноярск, 2006. с. 115-119