Деханд Ирина Викторовна, МОУ Лицей №1, учитель начальных классов - За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательной организации - 2013-2014 уч.год-конкурсы - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
«За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательной организации»
Учитель начальных классов: Деханд И. В.
г. Ачинск 2013г
Пояснительный текст 24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Готовясь к мероприятию решили обратиться к истокам русской культуры, отдавая дань славянским святым братьям Кириллу и Мефодию, принёсшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации и культуре. К проведению праздника были привлечены учащиеся четвертых, десятых классов, родители Лицея №1, учитель истории, представитель церковной конфессии Праздник начался с приветственного слова учителя ОРК и СЭ - Деханд И.В.Затем обучающиеся 10-ого класса одетые в русских костюмах поведали собравшимся в установочной презентации о славянской письменности. Рассказали о том, кто явился основоположником славянской письменности, как древние люди общались между собой, в какие игры играли, чем писали и многое другое. Выступление отца Артемия перед обучающимися было очень интересное. Из рассказа узнали о главных церковных книгах. Обучающимся удалось воочию увидеть и полистать книги на старославянском языке, также задать интересующие вопросы.Далее праздник продолжался в виде игры по творческим площадкам, где родители и учитель истории очень интересно организовали работу площадок. Все задания на творческих площадках направлены на обратную связь установочной презентации, а также обучающиеся готовили домашнее задание к одной из творческой мастерской под названием «Загадкино» Ребятам представилась возможность проявить себя в роли древнейших людей, т.е. мысленно возвратиться в те далёкие времена, где изображали послания в виде пиктограмм (Например: любовное послание, дома нет еды, все ушли за добычей, мы уплыли на лодке ловить рыбу ) В «Россыпях народной мудрости восстанавливали и соотносили пословицу к притче» Разучивали народные игры Не только узнали, но и попробовали писать перьями, используя чернила, а также писалом на славянском языке. В заключении обучающиеся 10 класса исполнили русский танец, а ребята получили дипломы за участие в празднике. В заключении все исполнили песню «Азбука» Ведущий:
День славянской письменности Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам не ведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать.
Ведущий 2: Слайд 2 А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году
Раздаётся колокольный звон.
Ведущий 1: По широкой Руси – нашей матушке – Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.
Ведущий 2:Слайд 3 День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая в память равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. До признания праздника государственным, он отмечался церковью. В России день славянской письменности и культуры официально отмечается с 1991 года.
Ведущий 1:Слайд 4 Создатели славянской азбуки были запечатлены в памятниках и исторических мемориалах. В Софии, столице Болгарии, есть памятник Кириллу и Мефодию.Он установлен перед зданием Национальной библиотеки. В Москве памятник великим славянским просветителям, установленный в 1992году, находится в центре Москвы на Славянской площади.
Ведущий 2: Слайд 5 Путь к письменности был долгим и сложным. В далекой древности люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. Предметное письмо можно толковать по-разному. Поэтому люди придумали другой способ общения – какое-нибудь событие изображали в виде рисунка. Такое письмо называется пиктографией. Слайд 6
Ведущий 1:Слайд 7 Идеография – письмо понятиями. Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками – иероглифами. Слайд 8
Ведущий 2: Слайд 9 Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда данным. Каждый народ приспосабливал её к своему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиваться или уменьшаться. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить.Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием.
Ведущий 2: Слайд 10 В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три разных группы. Эти три группы следующие: 1) руны, или "руница", 2) "глаголица" и 3) "кириллица" и "латинница", основанные на греческом или латинском письме.
Ведущий 1: Слайд 11 Сведения о славянских рунах очень бедны и отрывочны. Во-первых, рунами писали очень давно и они вышли из употребления много веков тому назад. Во-вторых, славянскими рунами мало кто занимался: надо было знать хорошо и славянские языки, поэтому надписи славянскими рунами остались просто непрочитанными. В-третьих, руны употреблялись лишь для кратких надписей на могильных камнях, на пограничных знаках, на оружии, украшениях, монетах и очень редко на полотне или пергаменте. Само слово "руны" славянского корня: "руна", "руня" будто бы означает "борозда", "врез", а "руги" - "врезать", "гравировать”, то есть наскальные надписи.
Ведущий 2: Слайд 12 Глаголица существовала самое малое за 200 лет до Кирилла. Глаголица древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах всегда кириллица перекрывает глаголицу.
Ведущий 1: Слайд 13 Кириллица, одна из двух славянских азбук, названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла, который в 863 году создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.
Ведущий 2: Слайд 14 И придумали Кирилл с Мефодием буквицы. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя и обозначала число. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».
Под музыку выходят ребята, изображающие буквы славянской азбуки.
Аз. Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «аз». Слов, у которых в начале стоит А, немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква. Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут «буки». Меня не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл. Ведущий 1: Встаньте рядом Аз и Буки – получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорили: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Веди. Меня зовут «веди». Я всё знаю, про всё ведаю. Глаголь. А я буква «глаголь». Глаголить – значит говорить. Добро. Добрый день, ребята! Меня зовут «добро». Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Люди. А я буква «люди». Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите. Мыслете. Меня зовут «мыслете». Мудрецам давно известно: Там, где мыслям тесно, Нет ни зависти, ни скуки, Мастера там на все руки. Рцы. Есть буквы шипящие, Есть буквы свистящие. И только одна из них – Буква рычащая. Я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, Ведь я – начало слова «Русь».
Ведущий 2: Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Ведущий 1: Слайд 15 Великое дело совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Славянским языком пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).
Ведущий 2: Слайд 16 Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
Ведущий 1: Слайд 17 Чем отличается азбука от алфавита?Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗ + БУКИ= АЗБУКА а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА + ВИТА=АЛФАВИТ Алфавит гораздо старше азбуки. Ведь в IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв, поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Ведущий 2: Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Ведущий 1:Русоволосые и сероглазые, Лицом светлые и сердцем славные. Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто они? Хором: Славяне!
Ведущий 1: Своею статью все пригожие, Все разные и все похожие, Зовёмся ныне – россияне. А издревле кто мы? Хором: Мы – славяне!
Добрый день! Есть ли отзывы, фотографии о проведённом мероприятии? Мероприятие прошло в форме праздника, очень много приглашенных - это здорово. Напишите, пожалуйста, была ли информация о мероприятии на сайте, в СМИ?
Добрый день, Надежда! Да, мероприятие проходило в форме игры-праздника для учащихся 4-х классов. При подготовке проведения мероприятия планировалось приглашение СМИ. но к сожалению они не смогли присутствовать на нашем мероприятии. Информация об этом событии освещалась на сайте лицея. Присутствующий на мероприятии методист ИМЦ Ятченя С.В. дала высокую оценку празднику. Фотографии с праздника имеются, но выставлены мною по причине объемности материала. С уважением. И.В.Деханд
Замысел праздника интересный, познавательный, содействует воспитанию гордости и любви к Родине, уважению к ее историческому прошлому. Объединены дети и взрослые, семья и школа, представители других организаций, т.е. обучающиеся овладевают социальными нормами, ценностями русской культуры, письменности.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]