. Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей Михневич Наталья Алексеевна, МБДОУ "Детский сад №31" - 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" - 2015-2016 уч.год-конкурсы,мероприятия - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Суббота, 08.08.2020, 09:18
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [35]
Фестиваль "Калейдоскоп профилактических идей" [5]
Лучшая инновационная разработка года [0]
Выдвигаются работы, имеющие значительный инновационный потенциал и доказавшие свою значимость для развития системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи
Лучшее педагогическое исследование года [0]
Выдвигаются работы, имеющие высокий научный уровень, представляющие завершенное самостоятельное педагогическое исследование по актуальным проблемам современного воспитания
Лучшая программа (проект) духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи [5]
Выдвигаются работы по созданию системы духовно-нравственного воспитания
Лучшая программа (проект) воспитания и социализации обучающихся [6]
Выдвигаются работы по созданию системы воспитания и социализации обучающихся (взаимодействие с социумом, новые методики и технологии воспитания)
За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательной организации [22]
Выдвигаются разработки занятий, мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, разработанные и реализуемые образовательными организациями

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » 2015-2016 уч.год-конкурсы,мероприятия » 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [ Добавить материал ]

Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей Михневич Наталья Алексеевна, МБДОУ "Детский сад №31"
[ Скачать с сервера (43.0 Kb) ] 19.12.2015, 16:32
Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как виде искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Существуют разные виды дидактических игр, среди которых выделяют и музыкально-дидактические игры.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор-мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидакти¬ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Большую помощь оказывают музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.
Музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. Эти игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.
Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.
Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
В качестве ведущих методов музыкального воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Используются словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
В музыкальной деятельности музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Дети знакомятся с правилами игры, ставя перед собой определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств, при развитии музыкальных способностей.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог сопоставить музыкальные образы, необходимо играть. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка медленная и печальная», «Громкая и бодрая или тихая спокойная».
Также необходимо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей, и в этом также помогают музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети старшего дошкольного возраста определяют не только по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и другие, но и могут передать движением неуклюжего медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку. Каждый ребенок по своему применяет умения и знания в этой игре. Например, игра «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогает детям старшего дошкольного возраста чисто интонировать, определять, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. После ознакомления с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой можно провести музыкально- дидактическую игру на развитие музыкально- слуховых представлений, предложить детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз).
Систематическая и целенаправленная работа музыкального руководителя по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы
1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» / Под ред. Ветлугиной Н.А. Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
2. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Издательство: Сфера, 2010.
3. Кононова Н.Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.- М.: Просвещение, 1982.
Категория: 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок"
Просмотров: 410 | Загрузок: 11 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 7
6 nata-mikhnevich   [Материал]
Музыкально- дидактические игры можно проводить и в группе как самостоятельный вид деятельности. Но здесь важна роль воспитателя. В младшей группе воспитатель становится активным участником игры, а дети старшего дошкольного возраста могут и самостоятельно играть.

4 mdou_ds1   [Материал]
Добрый день! В связи стем что у многих воспитателей, а их большинство, нет музыкального образования, очень ь сложно научить ребенка разбираться в особенностях музыки как виде искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру, даже посредством музыкально-дидактических игр. Как вы взаимодействуете с воспитателями по решению данной задачи? Проводите те ли какие мастер классы, практикумы и т.д.?
С уважением Шадирова Светлана Михайловна.

7 nata-mikhnevich   [Материал]
Добрый вечер! Мы очень тесно взаимодействуем с воспитателем. Основной формой работы является индивидуальная консультация, где мы ведем работу с воспитателем по развитию их певческих и музыкально-ритмических умений. Также с воспитателями провожу практические занятия , на которых разучиваем музыкальный репертуар для детей. Провожу семинары- практикумы по проведении музыкально- дидактических игр в группе. Совместно с воспитателями изготовили пособия к музыкально- дидактическим играм.

3 valentinapanovabespalova   [Материал]
Наталья Алексеевна, мне понравились ваши музыкальные дидактические игры. Их можно использовать только на музыкальных занятиях?
С уважением Валентина Панова

2 nata-mikhnevich   [Материал]
Здравствуйте!В начале учебного года я разработала систему занятий с применением музыкально- дидактических игр, где сначала включала более простые игры и постепенно их усложняла. На непосредственно образовательной деятельности использую наглядно- слуховой метод, наглядно – зрительный, словесный и метод практической деятельности.

5 mosina_5656   [Материал]
Здравствуйте! Проработав в детском саду много лет, я всегда считала (и нас так учили), что при применении музыкально - дидактических игр в НОД, используются только наглядный и словесный методы.Спасибо.

1 mosina_5656   [Материал]
Добрый день, Наталья Алексеевна! Мне не понятна Ваша идея! На мой взгляд, Вами представлена статья о «Музыкально – дидактических» играх. А какие методы и приёмы Вы используете, когда применяете в своей работе музыкально – дидактические игры? Может быть у Вас разработана какая–то система? Считаю, что грамотно организованная система по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр, наверняка будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы. С уважением О. Мосина.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz