Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников с неравными возможностями - 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" - 2016-2017 уч.год-конкурсы,мероприятия - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Представляю вашему вниманию педагогическую идею на тему: «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников с неравными возможностями». Множество лет общество искало ответы о природе происхождения людей с физическими, психическими либо умственными отклонениями, а точнее сказать людей с ограниченными возможностями здоровья. Их гнали, избегали, ограждали не давая им шанса жить. Видели мистику и колдовство в происхождении. Но не мало известный факт, то что с развитием всех структур, развивалось и сознание, что нужно помочь, обучить, научить, дать шанс на нормальную жизнь. Но как бы не были радужны перспективы, весь этот путь от нетерпимости к пониманию занял сотни лет и не пришел еще к завершению. В наше время наметилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, что привело к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в основе которой лежат разные причины и факторы. Так как только в России насчитывается около пятидесяти тысяч детей инвалидов из которых половина не получает достойной медицинской помощи и соответственно образования. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в группы в детских садах, в классы в школах. И не все дети дружелюбно принимают одногруппников или одноклассников с ограниченными возможностями здоровья. И в связи с этим перед педагогами встала проблема воспитания доброжелательных отношений среди дошкольников с неравными способностями. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста включают в себя раздел «Социально-коммуникативное развитие», посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и прочее. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. Гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Наиболее распространенным методом формирования социальных чувств является осознание эмоциональных состояний. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. К сожалению, эти предположения не оправдываются. В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию доброжелательных отношений среди дошкольников. Основной стратегией должно стать снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к окружающим. Несмотря на очевидность этого принципа, ему сложно действовать на практике. Необходимо исключить все поощрения и порицания, элементы соревновательности и состязаний, разделение игр и игрушек, так как это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Таким образом, воспитание доброжелательных отношений среди дошкольников должно базироваться на следующих принципах: • безоценочность; • отказ от реальных предметов и игрушек; • отсутствие соревновательного начала; • развитие чувства общности и способности «увидеть» другого. Главной формой работы были игры, в которых дети могли пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии. Все игры по содержанию разбиты на семь этапов. 1 этап – общение без слов. Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми. Таким образом можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т.д. «Жизнь в лесу» 2 этап – внимание друг к другу Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. «Общий круг», «Разговор за стеклом», «Найди своего брата или сестру». 3 этап – согласованность движений. Основная цель – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. «Лепим скульптуру», «Составные фигуры». 4 этап – общие переживания. Состоял из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость. Всё это разрушает отчуждение, делает ненужным защитные барьеры и создает общность детей. «Злой дракон». 5 этап – взаимопомощь в игре. На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. «Живые куклы», «Зеркало», «Желание». 6 этап – добрые слова и пожелания. Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, выражая ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. «Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов», «Доброе слово». 7 этап – помощь в совместной деятельности. Дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Общение в таком случае направлено на достижение общего, совместного результата. «Закончи рисунки», «Мастер и подмастерья» и т.д.
По завершению всех этапов дети учатся проявлять внимание к другим детям и их различным проявлениям: внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам. Мы исходили из того, что хотя к середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования является снятие фиксации с собственного «Я» за счет развития внимания к другим, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей.
Автор в своей статье поднимает очень актуальную, злободневную проблему, которая на сегодняшний день актуальна не только в детском саду, но и в школе. Как вы считаете, может ли ваш опыт помочь не только воспитателям, но и классным руководителям?
Трифанова А.В. Воспитатель МБДОУ "Д/сад № 48" Здравствуйте. Ваша идея актуальна и значима для каждого педагога- практика.Соглашусь с высказыванием коллег, о сложности реализации идеи с детьми с неравными стартовыми возможностями. Интересно познакомиться с Вашим опытом работы по реализации данной идеи при взаимодействии с участниками образовательного процесса?
Музыкальный руководитель Чернова Людмила Анатольевна. МБДОУ "Детский сад №48". Идея замечательная, очень актуальная, а как Вы простраиваете работу с узкими специалистами в этом направлении?
Воспитатель Погонченкова Мария Александровна МБДОУ "Детский сад № 40" Уважаемый Автор! Очень интересная и важная идея, так как все больше детей с неравными возможностями посещают детские сады и им очень тяжело влиться в коллектив. Вы предлагаете серию игр, которые помогут таким детям пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии. Спасибо за идею!
Педагог дополнительного образования МБУДО "ЦТиР "Планета талантов" - Тумаева Ирина Валерьевна. Идея, конечно, очень актуальная для современного общества. Но соглашусь с Людмилой Викторовной, она будет мало эффективна, если в детском коллективе есть ребенок с нарушением интеллекта, у которого свой особенный мир и некоторые условия, которые предлагается выполнить в ходе игр, разбитых на 7 этапов, ему просто не выполнить вместе с другими. Пока для меня лично эта педагогическая идея слишком сложна в своем логическом построении, если у автора получилось ее реализовать, то я...перед ним снимаю шляпу!
Воспитатель МБДОУ Д/с №33 Мингалимова Н.И. Идея интересная для нашего детского сада комбинированной направленности,также актуальна для и для меня.Было бы интересно увидеть практическое применение игр направленных на формирование доброжелательных отношений среди детей с неравными возможностями .Хотелось бы понять сколько детей с ОВЗ будет включено в игру, на каких воспитанников они рассчитаны: с ТНР , со сложным дефектом, с УО ,ОДА?. Могут ли участвовать в играх маломобильные дети, если да то как?
Учитель-логопед Шевчук Людмила Викторовна МБДОУ "Детский сад № 40" Идея хорошая, но не всегда эффективна, особенно если группу посещает ребёнок с нарушением интеллекта. Тут необходим большой опыт педагога, его индивидуальный подход и,конечно, же профессионализм!!!! Спасибо за идею!!!