. Предметно-развивающая среда для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ - Диссеминация опыта работы педагогов г.Ачинска - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Суббота, 20.04.2024, 21:52
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
2016-2017 уч.год-конкурсы,мероприятия [31]
ГМО, ТГ, ПГ [111]
материалы городских методических объединений
Диссеминация опыта работы педагогов г.Ачинска [13]
ФГОС [9]
материалы муниципальных и краевых семинаров
Акция "Знаешь-поделись!" [11]
Материалы Акции для методистов дошкольных образовательных организаций
ГИК [0]
методические материалы городского инновационного комплекса
Математическое образование [8]
материалы недели математики
Информационная открытость ОО, ИКТ-компетентность [2]
статьи
2015-2016 уч.год-конкурсы,мероприятия [73]
2014-2015 уч.год-конкурсы,мероприятия [42]
2013-2014 уч.год-конкурсы [121]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » Диссеминация опыта работы педагогов г.Ачинска [ Добавить материал ]

Предметно-развивающая среда для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ
[ Скачать с сервера (172.0 Kb) ] 18.06.2014, 15:29
Предметно-развивающая среда
для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ

Городская проблемная группа
«Организация сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Руководитель группы К.В. Рубен

г. Ачинск
2014г

Оборудование и материалы для работы с детьми,
имеющими нарушения речи

1. Зонирование группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями
- речевой уголок/центр;
- уголок/центр природы и экспериментальной деятельности;
- уголок/центр изодеятельности;
- уголок/центр художественной литературы;
- ….
2. Предметно-развивающая среда
№ п/п Наименование Назначение Особенности Дополнение педагогами
МЕБЕЛЬ
1. Столы 2-х местные на регулируемых ножках (прямоугольные, трапецевидные). Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. Крышка столов – спокойных оттенков (зеленый, голубой, бежевый, желтый). Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения вида деятельности
2. Столы полукруглые на регулируемых ножках. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий. Крышка столов – ярких оттенков основных цветов. Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения вида деятельности.
3. Детские стулья или скамеечка Для занятий перед зеркалом 2-4 шт -
4. Полки-шкафы на колёсах. Для выставок книг, игр, фотоальбомов и др. наглядного материала.
Для зонирования пространства группового помещения. Отделка – под цвет дерева (спокойные бежевые оттенки). Оформление в соответствии с назначением.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Настенное зеркало с лампой дополнительного освещения Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом. Штора или жалюзи.
2. Зеркала маленькие по количеству детей в группе. Индивидуальная и самостоятельная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. - -
3. Личные носовые платки и вспомогательные средства (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды, соски и др.) Для гигиенических целей
Для механической помощи ребенку Обработка вспомогательных средств спиртом после каждого использования!
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Магнитофон (или музыкальный центр) и аудиотека (песни и фонограммы, звуки природы и бытовые шумы и др.). Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие интонационной выразительности речи и звукопроизношения. Есть чистые носители (кассеты, диски) для записи высказываний детей. Пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием.
2. Ноутбук и проектор. Расширение представлений об окружающем мире. Развитие импрессивного и экспрессивного словаря по изучаемым темам. - Видеотека пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием.
3. Интерактивная доска. Развитие интереса детей к познавательно-речевой деятельности. Наличие лицензированных программ и желания педагогов с ней работать. -
4. Цифровой фотоаппарат. Создание фотогазет, фотоальбомов, слайдовых презентаций. -
5. Цифровая видеокамера. Запись НОД, индивидуальных занятий с детьми. Представление результатов работы родителям воспитанников. -
ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
- «Домашний логопед» (комплект видеозанятий);
- «Дошкольник (на русском языке)» - интерактивное учебное пособие;
- «Учимся говорить правильно» - обучающая игра;
- Авторские (собственные) обучающие презентации: «Веселая математика», «Домашние птицы» и др.;
- Обучающие презентации других авторов: «Птицы», «Профессии», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Транспорт» и т.д.;
- «Уроки тетушки Совы»;
- обучение грамоте «Баба –Яга»;
- «Игры для Тигры»;
- «Мир за твоим окном»;
- «Автоматизация согласных»;
- «Мир полный звуков» - для коррекции ОНР, развития навыков слухового восприятия. Использование при проведении подгрупповых и индивидуальных занятий Обеспечение технических условий использования с обязательным соблюдением гигиенических норм при использовании -
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Доска маркерная. Демонстрация наглядного материала.
Рисование схем, знаков и др. Расположение на уровне глаз детей. -
2. Доска магнитная. Демонстрация наглядного материала.
Игры с магнитной азбукой, цифрами. Расположение на уровне глаз детей. -
3. Доска с покрытием для рисования и письма мелом. Рисование и запись знаков, букв, цифр и др. Расположение на уровне глаз детей. -
4. Мольберты (с покрытием магнитным или маркерным). Проведение подгрупповой работы, выполнение индивидуальных заданий. Расположение на уровне глаз детей. -
5. Ковролин. Проведение подгрупповой работы, выполнение индивидуальных заданий. Разного размера. С набором необходимого материала (на липучках). Регулярное дополнение.
КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ
1. Предметные - по всем лексическим темам. Размер: разный (от А-1 до А-8).
Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. Яркое и чёткое изображение.
Соответствие возрасту детей. Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы.
2. Сюжетные - по всем лексическим темам. Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. Яркое и чёткое изображение.
Соответствие возрасту детей. Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы.
ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ
1. Наборы игрушек по основным лексическим темам. Развитие всех сторон речи. Из разных материалов.
Реалистичные.
Соответствие возрасту детей. -
2. Предметы по основным лексическим темам. Развитие всех сторон речи. Из разных материалов.
Соответствие возрасту детей. -
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Счётные палочки. Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий. Разные по цвету и фактуре. Карточки-схемы для образца.
2. Тактильные дощечки. Сравнение наощупь. Разные по материалу изготовления, определенного размера или в виде цифр или букв. -
3. Наборы пуговиц. Выкладывание цепочек и узоров. Ручной труд. Разные по цвету и фактуре. Карточки-схемы для образца.
4. Шнуровки, наборы верёвочек, кольца и крупные бусинки разных цветов Шнурование, завязывание бантиков и узлов. Выкладывание букв и цифр. Нанизывание. Разные по цвету и фактуре. Карточки-схемы для образца.
5. Прищепки. Изготовление предметных изображений. Разные по цвету и размеру. Карточки-схемы для образца.
6. Пальчиковые сухие бассейны. Игры на нахождение и называние предметов. При работе особое внимание уделять технике безопасности, вся работа только под присмотром взрослого Различные наполнители: камушки, фасоль, горох, цветные крышки, мелкие шарики, крупа, орехи и др.
7. Стол (или поддон) для рисования песком или крупой. Развитие воображения, координации движений рук, тактильных ощущений и т.д. Специально отведенное место. Соблюдение санитарных норм. -
8. Дидактические и развивающие игры. - Мозаики, пазлы, вкладыши и т.д. В том числе и сделанные руками педагогов.
9. - массажные мячики разных цветов;
- счеты, кнопки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и др.;
- пальчиковый, перчаточный театр;
- принадлежности для плетения;
- картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук; таблицы-иллюстрации этих упражнений;
- материалы для развития графических навыков детей.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
1. Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек, «свечей» - Из разных материалов (бумага, полиэтилен, ленты и др.). В старших группах – изготовление вместе с детьми.
2. Воздушные шары, надувные игрушки - Разные по цвету размеру. -
3. - игрушки (свистки, свистульки, дудочки, бумажные кораблики
- пособия (перышки, ватные шарики, мыльные пузыри, соломинки для коктейля);
-мыльные пузыри;;
- наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.);
- игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загони мяч в ворота», «Надуй паруса» и др.;
- картотека игр на развитие речевого дыхания.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
1. Музыкальные игрушки и инструменты. Различение звуков.
Отбивание ритма.
Воспроизведение звукового ряда. Разные по звучанию и способу извлечения звука. В старших группах – изготовление вместе с детьми.
2. Ширма или «звуковой ящик». - - -
3. - звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности;
- карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, середина, конец слова;
- карточки-символы гласных и согласных звуков;
- предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях);
- сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный - согласный звук; согласный звонкий - согласный глухой; согласный твердый - согласный мягкий; звук - слог- слово;
- дидактический материал и игры на деление слов на слоги;
- демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты);
- дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.;
- «Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на заданное количество слогов);
- материал для анализа предложений: наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры; альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове. Различные фигурные классификаторы для дифференциации звуков: Пьеро - [п], Буратино - [б], крокодил Гена - [к- г], кенгуру -[к - г], поезд с тремя вагонами - [с], [ш] и [с - ш] в одном слове и др. - - -
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

1. Разные виды театров. Проведение индивидуальной работы. Игры-драматизации.
Вечера досуга. Кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, на ложках, на варежках, на конусах и др. В старших группах – изготовление вместе с детьми.
2. Ширма и (или) декорации. - - -
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗВУКАМ, БУКВАМ, ЧТЕНИЮ

1. Разные виды азбук. В виде наборов или книг. На плакате, на кубиках, домино, «звучащая», магнитная, на липучках и т.д. В старших группах – изготовление вместе с детьми.
2. Карточки для характеристики звуков. - В соответствии с возрастом детей и их логопедическим заключением. Регулярное дополнение.
3. Касса букв и слогов. - - Регулярное дополнение.
4. Набор букв. Для каждого ребёнка.
Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Чёткое и правильное обозначение печатной буквы. -
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Не указаны виды и названия необходимых игр (ролевых, дидактических, развивающих), т.к. не столь важно, какие именно игры будут в группе, а важно – какие дидактические задачи (особенно – речевые!) будет ставить педагог при их использовании.
2. При приобретении или изготовлении игрового оборудования, пособий и т.д. важно учитывать как минимум 3 степени их сложности:
- «красный значок» - для детей, имеющих ОНР I и II уровня и сопутствующие нарушения в развитии,
- «жёлтый значок» - для детей, имеющих ОНР III и IV уровня и ФФНР,
- «зелёный значок» - для детей, имеющих уровень речевого развития близкий к речевой норме.
3. Данный перечень постепенно будет расширяться и дополняться. Однако, за исключением некоторых ТСО (интерактивная доска, видеокамера) это – реальный и необходимый минимум для организации работы с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения.
3. Учебно-методические материалы
Материалы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики:
- альбом (планшеты, книжки-раскладушки) с образными картинками и фотографиями;
- комплексы артикуляционной гимнастики.
- демонстрационные фото артикуляционных упражнений.
- картинки-символы артикуляционных упражнений.
Материал для работы над звукопроизношением.
- картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков (на все звуки);
- наборы предметных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах;
- наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах;
- наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи;
- тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении;
- настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков;
- альбомы или карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки;
- таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук;
- дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников;
- альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков;
- книги разных авторов с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков;
- картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью;
- игра «Договори словечко»;
- пособия по автоматизации звуков (речевой материал по всем звукам «Вводим в речь...», «Домашний логопед», «Звуки»...).
Материал для работы над звуковой культурой речи
1. Набор пособий для работы над речевым дыханием:
- оборудование для проведения дидактических игр (рамки, султанчики, вертушки...);
- мыльные пузыри;
- дудочки;
- стеклянные пузырьки
- картинки-символы для выработки фонационного выдоха.
2. Пособия для работы над ритмической стороной речи.
- барабаны;
- набор речевых игр «Речь + движение».
3. Пособия для работы над просодикой.
- картинки-символы (сила, высота голоса)
4. Пособия для формирования фонематического слуха.
- звучащие игрушки
- картинки-символы звуков (демонстрационный и раздаточный материал)
5. Пособия для формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа:
- звуковые решетки;
- звуковые линейки;
- демонстрационные кружки-символы звуков
- наборы кружков-символов звуков (индивидуальные)
Материалы для обогащения и активизации словаря по изучаемым лексическим темам, развития грамматического строя речи:
- комплект предметных картинок;
- наборы муляжей;
- книжки-раскладушки;
- тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с пред метами ближайшего окружения);
- коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь);
- муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам;
- картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие);
- картинки-иллюстрации: различных признаков предметов (цвет, форма, величина, протяженность); слов-антонимов;
- речевые задания для формирования навыков словообразования-суффиксального и префиксального: с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб- грибок, белый - беленький); с использованием «увеличительного» суффикса (ноги-ножищи); образование названий детенышей животных (котенок, котята); образование относительных прилагательных (стекло - стеклянный); образование притяжательных прилагательных (утка - утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки); сложные слова - игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад); приставочные глаголы; картинки: птичка-клетка, медведь-елка, белка-два дерева и др.; образование названий профессий; многозначные слова; подбор однокоренных слов;
- картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразования; игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и др.;
- карточки -символы игровых словарных упражнений;
- различные фигурные классификаторы: ваза (цветы), корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, детеныши животных, игрушки), клумба (цветы), большая ветка (птицы, фрукты) и т.д.;
- набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов;
- набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов);
- набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов;
- карточки - символы предлогов;
- подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании: имен прилагательных с именами существительными; имен существительных с именами числительными; притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои);
- наборы сюжетных картинок для составления простых предложений;
- настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений;
- демонстрационные игрушки (мягкие, пластмассовые, набор кукольной посуды...);
- демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по лексическим темам (времена года, овощи, фрукты...);
- игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»);
- игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»);
- материал для закрепления антонимов (существительные, прилагательные, наречия, глаголы);
- материал для понимания многозначности существительных;
- материал для закрепления навыков словообразования («Вкусный сок», «Апельсин – апельсинчик»);
- пособие «Формирование лексикона»;
- опорные картинки: «Части растений», «Что нужно растениям».
Материалы для развития связной речи:
- подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования типа «Гуси-гуси...»;
- подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр;
- короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания;
- наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов;
- фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рассказывания и демонстрации героев и их действий;
- серии сюжетных картинок для составления рассказов;
- сюжетные картинки с проблемным сюжетом;
- сюжетные картинки для пересказа («Произведения К.Д.Ушинского»);
- сюжетные картинки для работы над пониманием текста (Н.Нищева «Разноцветные сказки», «Как мы осень встречали», «Как мы весну встречали»...);
- карточки-символы для выделения частей рассказа (начало, сере дина, конец);
- опорные таблицы-схемы для описательных рассказов;
- игровой материал для драматизации;
- различные виды театров;
- подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования;
- книжки-малютки с текстами для пересказов;
- детская художественная литература;
- настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»);
- речевые логические задачи;
- таблица знаков препинания для знакомства и работы над интонацией вопросительного, восклицательного, побудительного и повествовательного предложений.
Материалы для обучения элементам грамоты:
- разрезные азбуки;
- русский алфавит (таблица);
- наборы букв и слогов (демонстрационные), касса для них. Кассы букв (индивидуальные);
- рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению;
- демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа;
- демонстрационный материал для работы над предложением;
- пособия для работы над понятиями «Слог» и «Ударение» (демонстрационный материал, игры «Ударение», «Делим на слоги»);
- слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные);
- настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.;
- таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты);
- книжки-самоделки с короткими текстами для чтения;
- карточки-слова с пропущенными буквами, слогами;
- карточки для буквенного анализа слов. «Азбука» (для дошкольников);
- образцы букв (из наждачной бумаги и другого материала);
- магнитная азбука;
- карточки-названия различных предметов в групповой ком нате;
- тетради и простые карандаши для «печатания» букв, слогов, слов, предложений;
- занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.);
- картотека физкультминуток, веселых стихов, пословиц и поговорок, связанных с «Веселой грамматикой» и «Занимательным азбуковедением».
Игровые материалы:
Материалы для формирования грамматически правильной речи: дидактические игры. При создании предметно-игровой среды в группе следует учитывать требования деятельностного подхода к развитию речи детей. Как для любой деятельности, для речи, общения нужен мотив. Например, если игрушки, пособия разместить выше досягаемости, это поставит ребенка перед необходимостью, чтобы получить их, обратиться с просьбой к взрослому. У ребенка возникнет мотив речевой деятельности.
В предметно-игровой среде логопедической группы по сравнению с общеобразовательными должны быть более широко представлены:
• подборка игр с правилами;
• картотека игр с речевым сопровождением;
• игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская»);
• игры-мозаики и конструкторы.
Материалы для развития неречевых процессов:
слухового внимания:
- различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка и т.п.;
- коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т.п.);
- демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов;
- картотека игр на развитие слухового внимания.
мышления, зрительного внимания, памяти:
- разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей);
- «Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши;
- разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки;
- «Чудесный мешочек»;
- «Зашумленные» картинки и таблицы;
- игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др.;
- серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей;
- классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
развитие пространственной ориентировки:
- картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.);
- картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.);
- игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.), «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица);
- карточки с изображением лабиринтов;
- макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях;
- картинки с изображением предметов, движущихся в различных направлениях по отношению к зрителям;
- карточки-символы пространственных предлогов;
- дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради;
- картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу);
- картотека игр на пространственное ориентирование.
развитие ориентировки во времени:
- картины-пейзажи разных времен года;
- календарь погоды по месяцам;
- расписание занятий по дням недели в картинках;
- «Вчера, сегодня, завтра» - порядок дежурства детей в картинках или цифрах;
- режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь;
- набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток;
развитие общей двигательной и зрительно-пространственной активности предполагает:
увеличение двигательной активности на занятиях за счет динамизации рабочей позы: работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т.д.;
- широкое использование физкультминуток, для чего составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений, сопровождающихся стихами, с учетом присущих дошкольникам образности мышления и стремления к игре;
- проведение подвижных речевых игр на основе картотеки, составленной в соответствии с тематикой речевого материала занятий;
- работа с карточками, с мелкими силуэтными изображениями предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур (1,5-3 см), расположенными в пространстве комнаты - на стенах, потолке, слева, справа, наверху, внизу;
- использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, бегают глазами. На листе ватмана размером 0,6x2 м рисуются разноцветные линии шириной 1 см, которые образуют различные фигуры: овал, волну и др., — причудливо перекрещивающиеся. Плакат размещается выше уровня глаз в любом месте - над доской, на боковой стене и даже на потолке;
- игры в веселых человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения: в процессе игры дети рассматривают одного человечка и повторяют его движения;
- мимические и артикуляционные упражнения: рассматривая картинки, на которых нарисованы лица клоунов: улыбающегося, грустного, испуганного и др., фотографии людей с раз личными выражениями лиц, дети копируют эти выражения, называют их;
- периодическое рассматривание пейзажа и разноудаленных от глаз предметов за окном.
Использование этих приемов повышает перцептивные возможности детей; способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему развитию функций, связанных с приемом и переработкой зрительной информации: остроты зрения, зрительной работоспособности, объема поля зрения, - сокращению времени реакции на зрительный стимул. Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, т.е. скорость и объем переработки зрительной информации.
развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность):
- набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности);
- набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.);
- парные картинки;
- муляжи овощей, фруктов;
- игрушечные посуда, мебель;
- ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины;
- счетные палочки для выкладывания фигур;
- наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные);
- кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найти закономерность»;
- набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм;
- различные дидактические игры типа «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету», фигуры Поппель-Вейтера;
- дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов;
- картотека игр на развитие восприятия.
Материал для комплексного обследования
1. Материал для обследования интеллекта:
- счетный материал (матрёшки, звёздочки, грибочки).
- разрезные картинки;
- картинки-шутки (что неправильно);
- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).
2. Материал для обследования речи:
- О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда»;
- С.Е.Большакова «Логопедическое обследование ребенка» (пособие-папка);
- И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»;
- И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи».

Оборудование и материалы для работы с детьми,
имеющими нарушения в психическом развитии
Сюжетные игрушки для игровой комнаты
1. Куклы разного размера:
Материал - пластик, ткань; разной функциональной направленности (кукла в конверте, спортивном костюме, красном платье, пляжном костюме, пижаме, бальном платье, костюме для прогулки, национальных костюмах);
2. Куклы для кукольного театра (куклы перчатки: лиса, волк, лягушка, заяц, медведь, петух, курочка, охотник, хрюша, Машенька, дед, бабка, мышка, Баба Яга).
Одежда и обувь для кукол – 1-2 комплекта на группу
1. Летняя одежда и обувь (платье, сарафан, трусы, футболка, шорты, носки, сандалии, туфли, панамы, кепи);
2. Зимняя одежда и обувь (пальто, шуба, куртка, комбинезон, шапочка меховая, шапочка шерстяная, ботинки, сапожки, шарф, кофта, рейтузы, брюки с оформлением современной фурнитурой: клепки, застежки, липучки, молнии);
3. Одежда для кукол с профессиональной направленностью: строитель, врач, повар, парикмахер, продавец, учитель).
Наборы постельных принадлежностей и белья – 2-3 комплекта на группу
Мебель для кукол – 1-2 комплекта на группу из каждого наименования:
1. Дом или платформа с мебелью (дом для кукол, дом для кукол 2-х этажный с мебелью, дом для кукол 3-х этажный с мебелью);
2. Мебель деревянная, 9 предметов ( шкаф, стол, 4 стула, кровать, диван, шкаф для посуды);
Столик для ухода за куклой, кроватка-люлька, столик для куклы
Стол разделочный, стиральная машина
Прихожая, буфет, шкаф, газовая плита
Посуда – 1-2 комплекта на группу из каждого наименования
Набор столовой посуды, набор чайной посуды
Набор кофейной посуды, набор кухонной посуды
Детская бытовая техника - по 1 комплекту на группу из каждого наименования
Набор детская бытовая техника (пылесос, газовая плита, холодильник, стиральная машина)
Утюг, гладильная доска, детская швейная машинка
Кофеварка, кофемолка, микроволновая печь
Часы различных конструкций со звуковым сигналом
Телефоны со звуковым и световым сигналом
Весы кухонные, настольная лампа, торшер
Наборы для сюжетно-ролевых игр по 1 комплекту на группу из каждого наименования:
Парикмахерская. Косметика для куклы. Косметический столик.
Кухня
Тележка доктора. Чемоданчик доктора
Магазин. Супермаркет. Корзина с продуктами, фруктами, овощами.
Мастерская на тележке. Мастерская с каской.
Тележка для уборки, тележка с куклой, тележка пожарная
Наборы ролевых атрибутов (по 1 комплекту на группу из каждого наименования)
Набор масок сказочных животных, фуражка – бескозырка, каска
Одежда и атрибуты для ряжений, плащ-накидка, шапочки – животные, шапочки-овощи, шапочки-цветы, шапочки-фрукты, сумки, корзинки, рюкзачки.
Игрушки животных разного размера (10-60 см) из пластика, дерева, ткани, кожи, резины и их заменителей с подвижными и неподвижными частями (15-20 наименований на группу)
1. Набор «Скотный двор»
2. Звери и птицы на колесах: конь, петух, лошадка на колесах
3. Животные-игрушки: Будка с собакой, Собака большая и маленькая, Курица с цыплятами, Медведь естественных цветов (бурый, белый), Заяц (меховой, пластмассовый, вязаный, набивной тканевый), Лиса, Волк, Слон, Жираф, Верблюд, Обезьяна, Лягушка, Рыбы разных размеров, Набор игрушек «Домашние птицы», Набор домашних животных «Ферма», Набор игрушек «Зоопарк».
Технические игрушки из разных материалов (пластик, дерево, металл), разного размера от 10 см до 60 см (15-20 наименований на группу)
• Автомобили механические, электрофицированные, инерционные и оборудование для игры с ними: машина грузовая, грузовик космический, грузовик с прицепом, трейлер, трактор с ковшом, кран космический, джип космический, такси, гоночные автомобили, автомобили специального назначения (пожарная машина; бетономешалка, полицейская машина, машина скорой помощи; снегоуборочная машина, сеновоз, самосвал; фургоны для перевозки хлеба, молока, игрушек, мебели; экскаватор); автозаправка со звуками, напольный набор дорожных знаков, светофор)
Автобусы, троллейбусы, трамваи простые и механические, Лодочки и катера пластмассовые разных размеров, Самолеты разные, Вертолеты разные, Руль со звуковым сигналом, Детская железная дорога, Паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны.
Игрушки и оборудование для игр с песком и водой (1-2 комплекта на группу)
• Столик для игр с песком и водой –1-2 штуки на группу
• Песочница-замок 1 штука на группу
• Контейнеры для игрушек - 2-3 штуки для комплекта
• Ведра пластмассовые разного размера (0.2-1.0 литра)- 5 штук для комплекта
• Набор формочек (геометрические и фигурные формы) разного размера (6-15 см) – 15-20 штук для комплекта
• Совки и лопатки пластмассовые –10-15 для комплекта
• Игрушки пластмассовые, целлулоидные (уточки, лодочки, рыбки, лягушата-8-10 для комплекта
• Игрушки и оборудование для бассейна (надувные коврики, мячи разного размера и цвета, доски для плавания, подушки, круги, плавающие предметы - 10-15 штук для комплекта
Игрушки-качалки-каталки, горки (4-5 наименований на группу)
Игровые строительные наборы, объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллелепипеды)
Спорткомплексы, оборудование для движений и игр:
Вестибулярный тренажер, Бассейн сухой, Лабиринт игровой, Спорткомплекс, Мяч футбол Д 22 см, Мяч резиновый Д 7.5, 10, 12.5, 15, 20 см, Мяч для массажа Д :, 7, 9, 10 см
Набор для игры в кегли, Теннис «Кроха»
Баскетбольная стойка, пять уровней высоты от 150 до 210 см
Гимнастический набор, Скакалка детская
Мат детский, Коврик для индивидуальных занятий
Коврик массажный со следочками, Шары для сухого бассейна
Подушка напольная, Обручи, Контейнер для спортинвентаря и игрушек
Игровое оборудование для игр на участке:
Горка с качелями, Игровой комплекс-конструктор
Гимнастический набор, Игровой комплекс, Палатка «Автобус»
Мебель и оборудование для интерьера:
Мягкая мебель, Столы, Кресло-трансформер
Доски магнитные для маркера - белые, для мела зеленые
75x50 см, 100х150 см, 150x100 см.
Мольберт магнитный
Уголок природы
Дидактические пособия, игрушки
Радужная паутинка-квадрат
Геометрические фигуры разрезные, Цилиндрики цветные втыкалки
Цилиндрики(5 в 1), Дом квадрат, Машина с чемоданом, Рамка «Геометрические фигуры»
Угадай-ка, Сложи узор, Большой маленький, Цвет, Сочетание цветов, Подбери узор. Поймай рыбку, Пряничный домик, Контуры, Розовая башня.
Обучающие компьютерные программы
- «Уроки тетушки Совы»;
- обучение грамоте «Баба –Яга»;
- «Игры для Тигры»;
- «Мир за твоим окном»;
- «Автоматизация согласных»;
- «Мир полный звуков» - для коррекции ОНР, развития навыков слухового восприятия.
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия из комплекта Монтессори; дидактические игры: «Зоопарк из Тарамбуко», «Сенсино» и др; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; звуковые лото; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты (молоточки, погремушки, металлофоны, барабаны, дудки, трещотки, бубны и т.д.); животные и птицы (как говорят и что едят), звук, свет, вода, кассеты с записями звуков (дождь, ветер, шум машин, шарканье ног, шелест листьев, крики птиц, животных).
Телефон, музыкальное лото, музыкальный будильник, музыкальный сюрприз.
Дидактические игры: «До-ре-ми», «Узнай бубенчик», «Угадай, на какой трубе играем», «Слушай внимательно», «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогнозис):
Различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнеры с природными материалами; Монтессори-материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; Монтессори-материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса; пособие «Почтовый ящик».
Развитие обоняния
Домино чувств, Коробочки с запахами, Сентиссимо.
Материалы для развития общей моторики
Комплексы профилактических физических упражнений; мячи, дидактические игры «Сырный ломтик», «Бамболео», игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Материалы для развития мелкой моторики
Наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др.), дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик» и др.
Шнуровки, Мягкие дидактические игрушки (божья коровка, черепаха, черепаха с игрушками, морская звезда, крокодил, краб большой, дом курятник, дельфин, уточка), Уникуб, Чудесный мешочек, Ладошки, Яйца(5в1), Часы-вкладыши.
Материалы для развития памяти и внимания
Учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
Материалы для развития мышления
Учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO; LEGO-мозаика и др.
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Домино: «Транспорт», «Геометрические фигуры», «Репка», Фрукты, Овощи, Домашние животные, Животные лесов, Птицы, Бабочки (рамки-вкладыши), Листья деревьев (рамки-вкладыши), Календарь погоды, Дидактические наборы: «Животные», «Произносим звуки», »Что сначала, что потом», «Силуэты и контуры», Родничок, Перышки, Парочки, Учу буквы, Найди и назови, Скоро в школу, Цирк, Живая природа, Предметы, Многоцветный круг, Веселый алфавит, Мамы и детки (домашние птицы, дикие животные).
Домино теней, Геометрический паровоз, Картинки разрезные (больше-меньше), Я учу дни недели, Лото теней: «Птицы», «Морские животные», Логические цепочки, Четвертый лишний, Что художник перепутал, Что для чего, Дополни картинку, Заколдованные картинки, Логический поезд, Найди различие, Логика, Ящик Сегена, Гвозди-перевертыши, Сказочный круг, Математические весы, Математические яйца, Логические блоки Дьенеша, Коврик с цифрами, Цветные палочки Кьюизенера.

Требования к предметной среде групп
для детей с нарушением зрения

При оформлении групповых комнат и спален должна быть учтена возможность размещения зрительных тренажёров. При прохождении лабиринтов используются указки. Работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах и в саду должны быть созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности. Воспитатели могут сочетать создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, количественного счёта; упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития: зрительного восприятия; тактильного восприятия; слухового восприятия;обоняния.
Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:
- цветовое изображение (дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой);
-чёткие контуры изображений; отсутствие лишних деталей; идентичность
игрушек реальным обьектам.
Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур.
Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран «Мираж».
Лото «Птицы», дидактический набор «Моторика» развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используются детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики.
Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы.

Пособия для работы с детьми с нарушением зрения

1. Цветной фланелеграф для индивидуальной работы (на группу детей); фоны; подставки; указки.
2. Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные):
- пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета, формы, величины;
- алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию;
- по формированию предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветные картинки разного размера в разных модальностях, типичное контурное и силуэтное изображение предметов, трафареты;
- по развитию зрительно-слуховой памяти.
3. Пособия по ориентировке в большем и малом пространствах (макеты помещений и планы, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др.).
4. Пособия по развитию мыслительной деятельности(кубики, разрезные картинки, танграмы и др.).
Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки и т. д.).
5. Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных):
- для развития соотношения образа и слова (подбор картинок, аппликаций, контурного и силуэтного изображения к картине, выполненного в разных ракурсах для моделирования картин);
- для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.
6. Специальные пособия на развитие зрительной функции (кольцебросы и тп.).
Категория: Диссеминация опыта работы педагогов г.Ачинска
Просмотров: 1981 | Загрузок: 60 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz