Формирование универсальных учебных действий средствами проектно-исследовательской деятельности. - технология - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Задачи обогащения исследовательского опыта Методы и способы деятельности Урочная деятельность Внеурочная деятельность поддержание исследовательской активности школьников; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ На 1 этапе рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий: • Развитие умений видеть проблемы • Развитие умений выдвигать гипотезы • Развитие умений задавать вопросы , то есть развитие регулятивных УУД • Подбор литературы по заданной теме • Ориентировка в словаре, справочной литературе • Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту, то есть развитие познавательных УУД. Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД). Второй этап
Задачи обогащения исследовательского опыта Методы и способы деятельности
Урочная деятельность Внеурочная деятельность • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; знакомство со структурой проектно–исследовательской работы, - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)
• Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. • Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. • Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей. Третий этап Задачи обогащения исследовательского опыта Методы и способы деятельности Урочная деятельность Внеурочная деятельность обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений -увеличение сложности учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах.
На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.