. Конспект урока "Орнамент в русском народном костюме. Создание орнамента в графическом редакторе" - технология - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Суббота, 20.04.2024, 14:01
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
технология [50]
Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [12]
русский язык и литература [0]
учителя музыки и музыкальные руководители [0]
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР [3]
физика [10]
химия [5]
биология [0]
История, обществознание [6]
английский язык [0]
Школа молодого воспитателя [1]
ГМО логопедов [7]
ГМО психологов [0]
ПГ «Урок в рамках ФГОС (неурочные формы)» [8]
ПГ "Исследовательская деятельность в начальных классах" [3]
ТГ Дополнительное образование в условиях введения ФГОС [4]
введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО [2]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » ГМО, ТГ, ПГ » технология [ Добавить материал ]

Конспект урока "Орнамент в русском народном костюме. Создание орнамента в графическом редакторе"
[ Скачать с сервера (75.0 Kb) ] 20.05.2014, 16:37
Технологическая карта урока
Тема: "Орнамент в русском народном костюме. Создание орнамента в графическом редакторе Paint".
Цели:
1.Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, как символа народа, страны.
2. Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
3. Развить эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в графическом редакторе Paint.
4.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.
5.Привить интерес к русской народной культуре.
Планируемый результат Предметные:
Знать особенности орнамента русского народного костюма.
Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции; чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.
Метапредметные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу; умеют планировать работу по конструированию сложных объектов из простых в графическом редакторе Paint;

Основные понятия Орнамент, образ, солярные знаки, понёва
Межпредметные связи История
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Иллюстрации с изображением крестьян, презентация «Русский народный костюм», русская народная музыка, русские народные костюмы.

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Ожидаемый результат Каждый ребёнок знает понятие орнамент, умеет работать в графическом редакторе Paint.

Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Слушают учителя. Организует начало урока.

Проверь дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?

Организуют рабочее место.
Коммуникативные УУД:
адекватно выражают и контролируют свои эмоции.
II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)
Слушают одноклассника.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Осмысливают цель урока -Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в «русском народном» костюме).

Слайд №1
-Да, верно ребята, тема урока: «Орнамент в русском народном костюме. Создание орнамента в графическом редакторе Paint».
Слайд №2.
-Прочитайте эпиграф к уроку: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)
Вопросы к учащимся:
-Скажите, в современном быту люди пользуются народными костюмами?
Ответ: нет.

-Зачем нам нужно знать эту тему?
Ответ:
-Чтобы быть образованными людьми, мы должны знать историю, культуру, традиции наших предков.
- Где можно увидеть людей в русском народном костюме в наши дни, кроме музея?
Ответ:
На сцене, в театре, кино.
Слайд №3
Представление фольклорного коллектива.
- Обратите внимание, в какие нарядные костюмы одет коллектив. Особое внимание обратите на орнамент отделки костюма.
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии

Ознакомятся с перспективой работы на уроке.
Познавательные УУД:
Принимают активное участие в обсуждении, анализируют репродукции фольклорных коллективов.

Коммуникативные УУД:
Излагают свое мнение; выдвигают аргументы в дискуссии.

Регулятивные УУД:
Определяют тему, цель учебной деятельности; принимают учебную задачу.

III. Изучение нового
(18мин)

Слушают одноклассника читает стихотворение «Женский костюм»
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Выделяют элементы одежды из стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают картин.
Делают вывод. -А, теперь рассмотрим элементы одежды, Аня прочитает стихотворение «Женский костюм», а вы должны отметить о каких видах одежды идет речь?
- О какой одежде говориться в стихотворении?
Рассмотрим элементы костюма.
(фронтальная работа, на слайде показ элемента одежды с объяснением его значения)

Слайд №4 Кафтан
Слайд №5 Понева
Слайд №6 Запона
Слайд №7 Убрус
Слайд №8 Повойник
- Костюм крестьянки-традиционно носил национальные черты. Мы предлагаем вам выполнить работу в паре.

Слайд №9

Итак, какие элементы одежды вы отнесли к северным и южным районам?

-Одинакова ли была одежда людей разных регионов?
Вывод: костюмы отличались головными уборами, поясной одеждой

Слайд №10
- Русский человек ощущал себя частью мира, в котором он жил, частью природы, которая его окружала.
Рассмотрим с вами образцы украшения русской одежды.
Чем украшена одежда?

Ответ: вышивкой, тесьмой. кружевом и т.д.

Слайд №11
Обратите внимание на орнамент.
- Давайте вспомним, а, что же такое орнамент ?
- Какое значение имел орнамент?
Ответ: орнамент имел защитно-охранительное значение.

Слайд №12

- Основными мотивами орнамента русского народного костюма являлись солярные знаки.

Вопрос: что значит солярные знаки?

Ответ: оберег, защитный знак.

- Давайте посмотрим какие солярные знаки использовали русские люди в своих орнаментах символические изображения солнца, земли и воды.

Слайд №13,14,15,16,17,18
Из них выстраивали узор. Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы, древа жизни. Прочитать стихотворение, проанализировать, выделить элементы одежды относящиеся к северным, южным районам и заполнить таблицу (работа учащихся в паре 5 минут)
стихотворение «Женский костюм»
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,

Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.

район Головной убор Плечевая одежда Поясная одежда обувь
Северный
Южный

Вставить в текст пропущенные слова.

________, основанный на ________ и чередовании составляющих его элементов называют орнаментом.
(узор, повторении) Знают элементы русского народного костюма; основные мотивы русского костюма. Отличительные особенности одежды северного и южного района.
Умеют объяснять смысл солярных знаков, символов. Коммуникативные УУД:
Соблюдать нормы коллективного общения.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; определять общую цель и пути ее достижения.
Личностные УУД:
проявляют познавательную активность.
IV. Закрепление нового материала (20 мин)
Отвечают на вопросы, работают в паре, представление своей работы.

- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?
Ответ: По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин).
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
-Вы должны подготовить орнамент в русской национальной одежде.
- Как вы думаете, какую компьютерную программу будем использовать? Ответ:
(графический редактор Paint).
- При подготовке орнамента, какие основные операции над рисунком вам пригодятся? Ответ: операции копирования, перемещения, поворот и наклон фрагмента рисунка)
А теперь выполним практическую работу.
Слайд №19

Задание: Каждая пара должна оформить определённый элемент одежды: сарафан, кокошник, рубаха, юбка, фартук. (папка с шаблонами располагается на каждом компьютере).
Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:
1. Взять нужный шаблон (название шаблона находится на компьютерном столе);
2. Наметить места украшений и орнамента;
3. Нанести орнамент;
4. Определить колорит (цвет) костюма;
5. Результаты работы сохранить под своей фамилией в сетевой папке (Компьютер / Сеть / SRV-SCHOOL16 / Для учеников / Для учеников 5 класса).
6.Презентация своей работы Закрепить навыки создания художественного образа –орнамента в декоративной композиции средствами графического редактора Paint.

Познавательные УУД: устанавливают аналогии, создают модель.

Регулятивные УУД: Работают по плану.

Коммуникативные УУД:
Адекватно выражают и контролируют свои эмоции; понимают позицию другого, аргументированно оценивают свою работу и работу своих товарищей.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1мин) Отвечают на поставленные вопросы. Выражают свои эмоции. Достигают цели поставленной на уроке.
Слайд №20
Учитель задаёт вопросы (слайд), отношение к высказанному. Вопросы:
- что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
- О чем может рассказать русский народный костюм?
- Что понравилось на уроке?
- Где можно найти практическое применение полученных знаний? Коммуникативные УУД:
Излагают свое мнение в диалоге.
Регулятивные УУД:
Знают особенности русского народного костюма.
Личностные УУД:
Осознают свои возможности в учении.
VI. Домашнее задание
Слайд №21
Подготовить коллаж к предстоящему летнему празднику Ивана Купалы (либо средствами графического редактора paint, либо на альбомном листе из готовых изображений) или нарисовать.
Категория: технология | Добавил: Альбинчик
Просмотров: 2801 | Загрузок: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz