. Программа кружка "Занимательная грамматика" - Лучшая программа (проект) воспитания и социализации обучающихся - 2013-2014 уч.год-конкурсы - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Среда, 24.04.2024, 15:32
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Конкурс школьных сочинений «Мой Красноярский край» [11]
посвящен 80-летию Красноярского края
Конкурс рассказов, посвященных 20-летию Конституции РФ 5-7 кл [10]
Конкурс сочинений, посвященных 20-летию Конституции РФ 8-9 кл [14]
Конкурс ученических проектов, посвященных 20-летию Конституции РФ 11-11 кл [7]
Конкурс методических разработок по изучению Конституции РФ - педагоги [6]
Лучшая инновационная разработка года [2]
В рамках городского конкурса программ воспитания и социализации учащихся, духовно-нравственного развития учащихся
Лучшая программа (проект) духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи [8]
В рамках городского конкурса программ воспитания и социализации учащихся, духовно-нравственного развития учащихся
Лучшая программа (проект) воспитания и социализации обучающихся [10]
В рамках городского конкурса программ воспитания и социализации учащихся, духовно-нравственного развития учащихся
За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательной организации [25]
В рамках городского конкурса программ воспитания и социализации учащихся, духовно-нравственного развития учащихся
Конкурс презентаций "Семейные традиции" [28]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » 2013-2014 уч.год-конкурсы » Лучшая программа (проект) воспитания и социализации обучающихся [ Добавить материал ]

Программа кружка "Занимательная грамматика"
19.10.2016, 22:42
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №1 г. Ачинска, Красноярского края

ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»
Руководитель Коробейникова Раиса Николаевна



г.Ачинск

2016 г.


Пояснительная записка
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Рабочая программа кружка «Занимательная грамматика» - управляющий документ, определяющий цели и задачи курса, его содержание, требования к подготовке обучающихся, а также учитывая особенности общеобразовательного учреждения. Настоящая рабочая программа является основой для организации деятельности учителя и обучающегося, так как содержание образования определяет отбор материала, видов деятельности, форм, методов и средств обучения, характер деятельности учащихся по освоению знаний и умений.


Цель и задачи программы.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Данная программа рассчитана на детей 8-9 лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Ожидаемые результаты учащихся
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в школьных и районных олимпиадах.
Методическое обеспечение программы
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Это могут быть и конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и литературы.
Формы подведения итогов реализации программы
Проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего знатока русского языка.
На занятия в кружке отводится 34 часа (1 час в неделю)
-на проведение виктории «Умники и умницы»- 4-ч.
- марафон знаний – 1ч
- творческие работы – 3ч.
- конкурсы – 1 ч.

Содержание тем учебного курса.

№ п/п Название раздела Кол-во часов Элементы содержание Планируемые результаты
Предметные УУД
1. ФОНЕТИ
КА 7 часов Познакомить с понятием- фонема, которая изучает звуки речи. Повторить что такое транскрипция. Через самонаблюдения сформировать правила: в русском языке 6 основных гласных звуков, букв же 10, все согласные бывают звонкие, глухие, мягкие, твёрдые. Есть 5 звонких непарных согласных (СОНОРНЫЕ). Х,Ц,Ч,Щ звучат глухо, Ж, Ш, Ц, - всегда твёрдые, Ч,Щ,Й – всегда мягкие. Ь,Ъ – звуков не образуют.
Повторить правила переноса. И через дидактический материал просмотреть правильность выполнения задания. Обучающийся научится:
– актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; Обучающийся получит возможность научиться:
– узнавать позиционные чередования звуков;
– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму;
– оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
– соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
– совершенствовать навык клавиатурного письма.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-читать и пересказывать текст.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2. ЛЕКСИ
КА 8 часа Дать понятие синонимов, антонимов, фразеологизмы.
Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы.
Подбирать особые обороты, устойчивые выражения.
Обучающийся научится:
– воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
– различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
– понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
– ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

3. МОРФОЛОГИЯ 6 часа Дать понятия морфемы. Повторить этапы разбора слова по составу. Уметь находить слова по схеме. Подбирать однокоренные слова.
Обучающийся научится:
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.

Обучающийся получит возможность научиться:
– находить в словах постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
– оценивать правильность
Морфология.
. Обучающийся научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– находить начальную форму имени существительного;
– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
– находить начальную форму имени прилагательного и глагола;

Обучающийся получит возможность научиться

– выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму;
– оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного;
– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
– устанавливать отличие предлогов от приставок.


4. ОРФОГРАФИЯ 7 часов Повторить правила правописания: безударных гласных, парные согласные. Вспомнить о роли Ь, Ъ знаков. О словах, в которых пишутся удвоенные согласные. Проверить знания детей. Повторить правила письма слов с непроизносимыми согласными. Познакомить с шарадами. Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания;
использовать правила:
написания парных согласных в середине слова,
непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;
гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;
написания разделительных ъ и ь;
раздельного написания предлогов с другими словами;
написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;
написания безударных окончаний имён существительных единственного числа 1-3 склонения;
написания безударных окончаний имён существительных множественного числа;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
безошибочно списывать текст;
писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.

букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц;
объяснять Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
правописание правописание соединительных гласных о, е в сложных словах;

5. СИНТАКСИС 6 часов Познакомить детей с логорифмами, метаграммами, палиндромами, анаграммами. Учить детей разгадывать их. Самим составлять. Обучающийся научится:
– различать предложение, словосочетание и слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
– выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
– использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.


Итого: 34
часа


Календарно- тематическое планирование кружка «Занимательная грамматика»

№ п/п Тема занятия
Виды деятельности Практическая часть работы Формы контроля Дата Корректировка
раздел ФОНЕТИКА (7 часов)

1 1 Меня зовут Фонема. Буквы, звуки, ударение. Повторить что такое транскрипция. Через самонаблюдения сформировать правила: в русском языке 6 основных гласных звуков, букв же 10, все согласные бывают звонкие, глухие, мягкие, твёрдые. Есть 5 звонких непарных согласных (СОНОРНЫЕ). Х,Ц,Ч,Щ звучат глухо, Ж, Ш, Ц, - всегда твёрдые, Ч,Щ,Й – всегда мягкие. Ь,Ъ – звуков не образуют.
Повторить правила переноса. И через дидактический материал просмотреть правильность выполнения задания. Выполнение транскрипции
2 2 Фонетика. Метаграммы.
3 3 Тайны Фонемы. Ключ к тайнам фонемы.
4 4 Фонетический чайнворд Фонетический чайнворд
5 5 Звуки живут по закону. Слог. Перенос.
6 6 Его величество ударение.
7 7 Викторина по разделу «Умники и умницы» 1 Викторина по разделу «Умники и умницы» 1
раздел ЛЕКСИКА (8 часов)

8 1 Синонимы « Слова - братья» Дать понятие синонимов, антонимов, фразеологизмы.
Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы.
Подбирать особые обороты, устойчивые выражения.
9 2 Антонимы
10 3 Фразеологизмы
11 4 Слова, пришедшие в русский язык из других языков
12 5 Тайна имени
13 6 От собственных имен к нарицательным
14 7 Разгадывание детских кроссвордов Разгадывание детских кроссвордов
15 8 Викторина по разделу «Умники и умницы» 2 Викторина по разделу «Умники и умницы» 2
раздел МОРФОЛОГИЯ(6 часов)

16 1 Словообразование Дать понятия морфемы. Повторить этапы разбора слова по составу. Уметь находить слова по схеме. Подбирать однокоренные слова.
17 2 Трудные случаи правописания корней
18 3 Чередование согласных в корне.
19 4 Сложные слова
20 5 Викторина «Умники и умницы» 3 Викторина «Умники и умницы» 3
21 6 Творческая работа. Что такое анаграммы? (1) Творческая работа. Что такое анаграммы? (1)
раздел ОРФОГРАФИЯ(7 часов)

22 1 Удвоенные согласные. Повторить правила правописания: безударных гласных, парные согласные. Вспомнить о роли Ь, Ъ знаков. О словах, в которых пишутся удвоенные согласные. Проверить знания детей. Повторить правила письма слов с непроизносимыми согласными. Познакомить с шарадами
23 2 Мягкий знак. Твёрдый знак.
24 3 Двойная роль букв ЕЁЮЯ
25 4 Парные звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные.
26 5 Непроизносимые согласные.
27 6 Творческая работа . Что такое шарады? (2) Творческая работа . Что такое шарады? (2)
28 7 Марафон знаний (1) Марафон знаний (1)
раздел СИНТАКСИС (6 часов)

29 1 Предложение . История слов
30 2 Части речи. Предлоги и приставки. Дать понятие о синтаксисе. Уметь выделять существительные, прилагательные, глаголы, предлоги , частицы, союзы.
По схеме составлять предложения
31 3 Творческая работа. Ребусы (3) Творческая работа. Ребусы (3)
32 4 Викторина «Умники и умницы» (4) Викторина «Умники и умницы» (4)
33 5 Дидактические игры, упражнения, головоломки. Дидактические игры, упражнения, головоломки.
34 6 Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы
Познакомить детей с логорифмами, метаграммами, палиндромами, анаграммами. Учить детей разгадывать их. Самим составлять. Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы
Марафон знаний (2)

Литература :

• «Материалы по занимательной грамматике» А.Т. Арсирий – М. 1991г.
• «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» Т.В. Ходова – М. : «АЙРИС- пресс» 2007г.
• «Школьные олимпиады» Н.Г. Белицкая А.О. Орг - М.: «АЙРИС- пресс» 2007г.
• Дидактический материал по русскому языку «Юным умникам и умницам» Л.И. Тикунова. М.Н. Корепанова.
• Книга «Весёлая грамматика»В. В.Волина– М. : издательство «Знание», 1995г.
Категория: Лучшая программа (проект) воспитания и социализации обучающихся
Просмотров: 446 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz