. Cержантова О.Л. МБОУ "СШ №16" СПОСОБ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ - 3 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" - 2014-2015 уч.год-конкурсы,мероприятия - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Суббота, 27.04.2024, 02:21
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
3 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [38]
Организация сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [4]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » 2014-2015 уч.год-конкурсы,мероприятия » 3 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [ Добавить материал ]

Cержантова О.Л. МБОУ "СШ №16" СПОСОБ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
[ Скачать с сервера (25.8 Kb) ] 20.12.2014, 20:30
СПОСОБ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Антуан де Сент-Экзюпери.

ФГОС НОО следующим образом формулирует цель и основной результат современного российского образования: «…развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». Напомню, что метапредметные УУД - это совокупность универсальных способов действия и структурных элементов учебной деятельности. Особое место в учебной деятельности принадлежит действиям контроля и оценки. Суть моей идеи состоит в следующем: формирование действий контроля и оценки – это такая отправная точка, которая обеспечивает не только формирование полного цикла учебной деятельности (постановка и принятие цели, планирование, выполнение действий, контроль и коррекция, оценивание результата, рефлексия), но и развивает все группы универсальных учебных действий.
Использование технологии безотметочного обучения – наиболее короткий путь к реализации моей идеи. Но при проектировании уроков возникла необходимость в специальных заданиях, которые формировали бы конкретное умение, как результат определенного этапа формирования контрольно-оценочной самостоятельности. Для реализации своей идеи мне необходимо было выделить способ составления заданий, направленных на формирование действий контроля и оценки и проверить его эффективность. Эта цель достигалась через решение следующих задач:
- выделение и описание способа составления заданий, направленных на действия контроля и оценки, представление его в виде схемы;
- составление заданий, формирующих действия контроля и оценки по выделенному способу;
- экспертиза составленных заданий;
- мониторинг результатов сформированности действий контроля и оценки;
- внесение поправок и коррекций в способ составления заданий и в сами задания.
Ниже представляю описание своего способа составления заданий, направленных на формирование действий контроля и оценки:
1. Определить этапы формирования умения.
2. Выделить уровни оценки и контроля, показатели и поведенческие индикаторы или дополнительные диагностические признаки [1].
3. Сформулировать планируемые результаты (чем ребенок должен овладеть к концу этапа [2].
4. Описать операциональный состав действий контроля и оценки.
5. Определить критерии сформированности этого умения.
6. Составить задание, учитывая динамику пооперационального состава действий контроля и оценки.
7. Сформулировать задание-инструкцию в форме учебной задачи.
В таблице приведена последовательность моих рассуждений в ходе составления задания в виде таблицы.
Действия по способу Параметры, этапы, задания
Этапы формирования умения выделять критерии для оценки 1- сравнение, нахождение различий, совпадений;
2- сопоставление письменной работы с образцом;
3- сравнение двух действий с образцом;
4- сопоставление двух действий;
5- сравнение двух решений между собой.
Параметры уровней сформированности умения выделять критерии для оценки 0 - Действия с образцом не соотносятся, критерии для оценки не выделяются.
1 - Способность сличать действия, зафиксированные в памяти за счет многократных повторений, выделение критериев с направляющей помощью учителя.
2 - Введенные схемы действия осознаются, образец заданный материально сличается, выделение критериев со стимулирующей помощью учителя.
3 - Действия соотносятся с образцом, заданным материально, выделение критериев самостоятельно с единичными ошибками.
4 - Действия соотносятся по образцу, заданному через систему условий, выделение критериев самостоятельно без ошибок.
Ребенок должен овладеть к концу первого этапа:

а) уметь обнаруживать сходство, совпадение, различие;
б) уметь сопоставлять свои действия с заданным образцом по обозначенным критериям.
К концу второго этапа:
а) уметь формулировать требования к проверочному заданию;
б) уметь прогнозировать, какие ошибки можно допустить при решении;
в) устанавливать возможные причины ошибок;
г) уметь выделять критерии для оценки.
Ключевой вопрос для учебной задачи
(для формирования умения вырабатывать критерии для оценки)
1. Подумай, какое задание выполнял ученик?
2. Оцени его работу по предложенной шкале.
3. Придумай свои школы для оценки работы ученика и оцени по ним его работу.
4. Какие шкалы лишние для оценивания этого задания?
5. Дополни 3 шкалы и оцени работу.
6. Составь похожее задание для учеников другого класса.
7. Какое из данных заданий, похоже (отличается) по способу решения на предыдущее задание?
8. Какие трудности могут возникнуть у учеников при выполнении этого задания?
9. Куда надо посмотреть, чтобы избежать ошибок при выполнении этого задания?
Опираясь на известное утверждение, что в игре, легче и быстрее происходит интериоризация навыков и умений подобрала игровые упражнения, проведя их классификацию по формируемым умениям контроля и оценки. С некоторыми дидактическими играми можно подробнее познакомиться в моей статье «Дидактическая игра, как средство формирования УУД младших школьников» [3]. В статье представлена связь формируемых в игре действий контроля и оценки и умений из групп универсальных учебных действий. В качестве примера приведу игру «Робот и человек», которую я использую для формирования умения сопоставлять свои действия с заданным образцом. В паре 1 – «робот», а 2 – «человек». “Человек” дает задание “роботу” и диктует план его выполнения по заданному способу действия. “Робот” выполняет по одному шагу после команды “человека”. Можно пойти обратным путем и составить план действий по выполнению задания для робота (игра «Диктант для робота»). В ходе этой игры у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
- умение действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану (регулятивные УУД);
- умение удерживать цель деятельности и оценивать ее результат на основе различных критериев оценки (регулятивные УУД);
- умение сравнивать имеющиеся способы действий и выбирать оптимальный (познавательные УУД);
- умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации (коммуникативные УУД).
Результаты мониторинга метапредметных УУД показывают положительную динамику в формировании таких элементов учебной деятельности как планирование, контроль и оценка. Так же при анализе я отмечаю, что у учащихся увеличились качественные показатели конкретных умений познавательного, организационного и коммуникативного характера. Все это обеспечивает развитие учащихся и качественное освоение предметных умений и навыков, а значит является доказательством эффективности моих действий.
Педагогам, интересующимся способом составления заданий, рекомендую обратить внимание на этап экспертизы. Для этой цели я использовала ресурс творческой группы школы, единомышленников в педсообществах и тьюторскую поддержку специалистов ККИПК и РО и «Образовательной Галактики».
Список использованной литературы:

1. Как проектировать УУД в начальной школе: от мысли к действиям. пособие для учителя под редакцией Асмолова А.Г., М., Просвещение, 2008
2. Битянова М.Р., Иеркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий изд «Учебная литература», 2013
3. Воронцов А.Б., Заславский В. М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка.
4. Сержантова О.Л. «Дидактическая игра, как средство формирования УУД младших школьников» (https://yadi.sk/i/q0jjR6SidVvkD).
5. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. - Москва — Рига, 1999
Категория: 3 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок"
Просмотров: 726 | Загрузок: 26 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.0/8
Всего комментариев: 8
8 tdbern16  
Ольга Леонидовна! С интересом прочитала Ваш материал. Я рада, что наша совместная работа в рамках школьной группы продолжает развитие в Вашей деятельности . Описанные в статье игры действительно особая " фишка" и заслуживают внимания педагогов, работающих с детьми разных возрастов. Любой педагог знает, что играя дети быстрее учатся, а умения присваиваются легче и прочнее, чем в учебной деятельности. Как тут не вспомнить Вильяма Шекспира " Вся наша жизнь - ИГРА, а люди в ней - актеры"! Успехов и творчества, с уважением Татьяна. biggrin

6 IrenSmagina  
Спасибо за статью. Интересный материал.

5 Olinda653077  
Коллеги, спасибо за комментарии! biggrin Желаю Вам здоровья и успехов в работе! heart

4 Ольга  
Данный материал имеет актуальное значение не только для учителей начальных классов, но и для воспитателей подготовительной группы. Спасибо!

7 Ольчик  
Данный материал имеет актуальное значение не только для учителей начальных классов, но и для воспитателей подготовительной группы. Спасибо! Суязова О.Г.

3 светлана  
очень интересный и нужный материал для работы с младшими школьниками.интересны способы составления заданий, направленных на формирование действий контроля и оценки:

2 Светлана  
Спасибо за статью. Нужный материал для работы, особенно понравились дидактические игры для младших школьников.

Спам-сообщение скрыто. Показать
1 Tatiana  
Интересный материал, видна глубокая работа. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz