. Фомичева Галина Валентиновна МБДОУ № 40 - 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" - 2016-2017 уч.год-конкурсы,мероприятия - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Воскресенье, 15.09.2019, 19:07
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [31]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » 2016-2017 уч.год-конкурсы,мероприятия » 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [ Добавить материал ]

Фомичева Галина Валентиновна МБДОУ № 40
11.11.2016, 21:03
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.
Современная жизнь гораздо активней: речь людей становится деловой, подвижной, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Одна из главных задач дошкольного образования это развитие познавательно – речевых способностей у детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, , пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Я давно отметила, что одним из наиболее интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятием: слово-предмет, слово -действия, слово-признак.
Согласовывать слова в предложении
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что синквейн –получается у всех!
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста
Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1 строка – одно ключевое слово (название, заголовок, тема). Обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.)
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства).
Слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речиможно выделять разным цветом.
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме. Ассоциая по теме: одно слово-предмет.
Также в своей работе я использую схему составления синквейна.
Условные обозначения:
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий. Смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет. Что изображено на картинке?
Кошка лежит, чайник кипит.
Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Задания для детей на составление синквейна могут быть различными.
• к одному слову-предмету по лексической теме
• к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
• составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
• коррекция и совершенствование готового синквейна
• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дансинквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся«изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
Категория: 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" | Добавил: iashik1964
Просмотров: 313 | Загрузок: 0 | Комментарии: 18 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 18
18 kondrashovaMA  
О синквейне знаю. Но почему-то ни разу не возникало мысли попробовать его с дошкольником. Спасибо, что напомнили и показали на этом возрасте. Попробую со своим сыном - дошкольником. Габова МА

17 Юля  
Юлия Анатольевна Сысолятина, МАОУ "Школа № 17"
Вы в статье пишете о том, что богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое, о бедном словарном запасе, трудности пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Сколько же времени требуется обычному ребенку дошкольного возраста без нарушения речи, чтобы научиться составлять синквейн? Каких результатов вы достигли благодаря этому приему?

15 iashik1964  
Добрый вечер Анна Юрьевна. Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:
• Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
• Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
• Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
• Учит определять грамматическую основу предложений.
• Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
• Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи: -Уточнение, расширение, активизация словаря;
-Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; -Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
• Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
• Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов

10 lysj-schevchuk  
Учитель-логопед Шевчук Людмила Викторовна
А я не соглашусь с некоторыми коллегами, что синквейн не приемлем дошкольникам, наоборот в дошкольном возрасте нужно начинать развивать связную речь, в чём этот метод полностью подходит. Присутствовала на вашем открытом занятии, Галина Валентиновна, и с уверенностью могу сказать, что детям очень интересно и просто составлять фразы и предложения по схемам. Воспитанникам же с ограниченными возможностями здоровья - это трудно, но при постоянном использовании, можно добиться положительных результатов. Обязательно воспользуюсь этой методикой. Спасибо!!!!

9 ir  
Нерода И.П .Спасибо за статью, очень интересная, и простая, четко разъясняющая как написать синквейн. Надо будет попробовать применять.

8 IrenSmagina  
Смагина Ирина Андреевна, МАОУ "Школа №17"
Соглашусь с большинством комментариев: метод Синквейна действительно сложен даже для некоторых старшеклассников, и мне тяжело представить чтобы мой ребенок-дошкольник с этим мог бы справиться (даже опробовала на практике), хотя ее словарный запас очень богат.

7 marrimmm  
Воспитатель Погонченкова Мария Александровна!
МБДОУ "Детский сад № 40"
Уважаемая Галина Валентиновна! Ознакомилась с Вашей идеей еще на мастер-классе, который Вы нам провели в детском саду. Спасибо за идею, уже использую в своей практике, детям очень нравится! smile

6 xirina2015  
Педагог дополнительного образования МБУ ДО "Центр творчества и развития "Планета талантов" - Тумаева Ирина Валерьевна.
Галина Валентиновна, здравствуйте. В описании Вашей идеи имеется условие "дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятием: слово-предмет, слово -действия, слово-признак", согласовывать слова в предложении", а если ребенок не владеет этим, составление синквейна
не получится? Значит его можно применять не во всех возрастных группах? Спасибо. smile

13 iashik1964  
Здравствуйте.Технологии синквейна необходимо учить. Это также как учить писать стихи. Не зная правил, ничего не выйдет. Можно с детьми договориться при составлении синквейна показывать этапы. Например: Признак-волна рукой, действие-движение руками, как у буратино,4 этап это ваше собственное оношение к предмету (скрестить руки на груди). а итог-простой щелчок руками.Но это только в качестве примера. У вас всё может быть по своему.используйте картинки. И только потом переходите к словам.

5 enkapuzanova  
Воспитатель: Попелышко Алена Александровна
МБДОУ "Детский сад №40"
Галина Валентиновна, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование "Синквейн" вызывает интерес и помогает решить эту проблему, хотелось бы узнать какие трудности возникают у дошкольников и как вы их решаете?

4 qazaqw  
Трубникова Т. С., педагог-психолог МБДОУ "Д/с №10"
Здравствуйте, мой вопрос чем-то созвучен вопросу коллеги? Не возникают ли трудности при составлении синквейнов у детей с недостаточным уровнем речевого развития и как вы их решаете. По собственному опыту работы в колледже знаю,что даже некоторым студентам не всегда легко бывает составить синквейн.

12 iashik1964  
Здравствуйте! Трудности конечно возникают.Поэтому прежде. чем использовать технологию синквейна, мы должны точно осознавать возможности детей. К этой технологии надо подходить поэтапно. На первом этапе уместно в описании использовать картинки или схемы. Я со своими воспитанниками с первой младшей группы занимаюсь театральной деятельностью. Поэтому разговорный синквей уже в подготовительной группе у детей вызывает неподдельный интерес.Желаю удачи.

3 MaRjA  
Воспитатель: Липатникова Мария Александровна
МБДОУ «Детский сад №40»
О методике Синквейн знаю не по наслышке. Использую данную методику на этапе рефлексии. Применяла ее при работе в школе с детьми разного возраста. Сейчас использую в подготовительной группе детского сада. Этап рефлексии становится интересным (в отличие от стандартных вопросов), красочным и запоминающимся. Дети с удовольствием составляют Синквейны в любом возрасте. Считаю данную методику весьма эффективной!

2 lysj-schevchuk  
Учитель-логопед Шевчук Л.В., МБДОУ "Детский сад № 40".
Галина Валентиновна - моя коллега, и хочется отметить, что её идея, является одной из наиболее эффективных в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. У неё в группе большая часть детей имеет статус "Ограниченные возможности здоровья". Сиквейн же позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса. Спасибо Галине Валентиновне за то, что она внедрила эту методику в свою педагогическую деятельность и, более того, заинтересовала своими консультациями и мастер-классами коллег нашего учреждения.

1 annagoland  
Учитель-логопед МБДОУ Д/с №10 Анна Юрьевна Квашнина.
Уважаемая Галина Валентиновна, методика, действительно, интересная, но хотелось бы уточнить, подходит ли такая методика для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и на сколько Вам помогает эта методика в развитии связной речи?

11 iashik1964  
Такая методика подходит. Здесь можно использовать работу с картинками. Например: даёте ребёнку набор картинок по заданной теме. и он начинает выкладывать по ранее оговорённой схеме.
Пример. Дерево- картинка любого дерева.
Признаки дерева- картинки: Хвойное(Ветка хвои),вечнозелёное(зелёный цвет)
Действие- (даёт тень:картинки с тенью, растёт-картинка росточка)
Предложение-Я обязательно посажу дерево. (картинка. как человек садит дерево)
Растение- (картинки с растениями)
Ещё ребёнок может все 5 этапов изобразить схематично. Тогда вы договариваетесь какой знак, что будет изображать.

14 annagoland  
Учитель-логопед МБДОУ "Д/с №10" Анна Юрьевна Квашнина.
Может я не права, но не запутается ли ребенок с ТНР во всех этих понятиях? Тем более, что в статье Вы уточняете, что цитирую: "дети должны иметь достаточный словарный запас". Дети с ТНР часто уже на следующий день не помнят половины слов, отрабатываемых на занятии. Иногда приходится уделить больше времени, чтобы слово закрепилось в словаре ребенка. Также коллеги на форуме пишут, что методика подходит и для развития связной речи, но как такового составления рассказа я не увидела. Идет работа с понятиями и составление предложения. Наверное, в качестве рефлексии по пройденной теме эта методика и хороша в качестве игрового момента. Как часто на занятиях Вы применяете данную методику?

16 iashik1964  
Можно, опробовать прием сочетания технологии синквейна с рисованием на песке или кофе. Вспомнить структуру синквейна и, совместно выбрав тему (например «Осень») приступить к сочинению своих синквейнов по схеме. Синквейн каждого участника передаёт его собственные эмоции и отношение к теме. Осень получается такая разная, у кого-то хмурая и грустная, у кого-то яркая и праздничная.… Это очень интересная развивающая технология, доступное каждому речевое творчество. Всем, кто еще не освоил эту технологию, очень рекомендую.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2019 Создать бесплатный сайт с uCoz