. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОДНО ИЗ эффективных приемов ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ - английский язык - Каталог статей - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Суббота, 20.04.2024, 00:09
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
технология [0]
английский язык [1]
Анализ деятельности методических служб образовательных организаций-2014 [1]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Статьи » английский язык [ Добавить статью ]

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОДНО ИЗ эффективных приемов ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ
Янчуркина Н.А.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОДНО ИЗ эффективных приемов ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ

Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих, самым необходимым для большинства людей. На данном этапе развития образования, согласно государственному стандарту, обучению говорению, как одному из видов речевой деятельности, уделяется особое внимание, и предъявляются специальные требования. Это существенно отличается от требований предъявляемых государственным стандартом ранее и нацеливает нас на важность роли обучения различным видам говорения в образовательном процессе.
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка. Все функции устного общения - информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная осуществляются при этом в тесном единстве. Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, внимание. По структуре говорение характеризуется трехчастотностью: побудительно - мотивационная, аналитико-синтетическая, исполнительная [2; 117]. Говорение как вид деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания, которые могут формироваться в результате многократных речевых действий. Одной из основных характеристик деятельности является ее предмет. В предметном содержании деятельности большое значение уделяется также понятием результата и продукта. Продукт - речевое сообщение, текст или в общем виде речевой сигнал.
На сегодняшний день ставится вопрос о подготовке и готовности учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны. Навыки говорения, как и любые навыки не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, что означает, наличие уроков, направленных главным образом на развитие навыков говорения. Как известно устноречевое общение может иметь монологическую и диалогическую форму. Причем обучение монологической речи занимает больше времени и является сложнее, так как в реальном общении нам редко приходится выступать с продолжительными монологами [4; 73].
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологической речи: «сверху вниз» и «снизу вверх». Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста (просмотренного фильма и т.п.). Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от проблематики обсуждаемых вопросов. Подробнее остановимся на первом способе, так как именно он закладывает основы для спонтанной и беглой речи на предложенную тему [3;246].
Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ, так как текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию, предопределяет содержательную ценность, дает хорошую речевую и языковую опору. Существует ряд заданий и упражнений для обучения монологу по пути «сверху вниз», начальным же и основополагающим является пересказ текста. Работа над пересказом произведения состоит из нескольких этапов: дотекстовый — предвосхищение содержания, текстовый — работа над содержательной частью текста и послетекстовый — установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности и т. д. Подготовка к пересказу произведения может осуществляться по-разному [1; 82].
Одним из приемом, который дает возможность подготовится к пересказу текста является — составление маршрутного листа произведения, предложенный британским методистом К. Уэлисом. Суть этого приема состоит в том, чтобы «проложить маршрут» через все произведение или его отрывок, обозначая станции (значимые моменты), в которых может быть выражено следующее: название станции, временные рамки, основные герои, главные события этого этапа и т. п. Помимо прочего, для облегчения пересказа, можно предложить записать ключевые глаголы данной ситуации (станции), ключевые словосочетания, фразовые глаголы, идиомы (в зависимости от уровня владения класса иностранным языком) [5; 46]. При работе по составлению маршрутного листа произведения необходимо не только нацелить учащихся на результат, но и дать конкретные инструкции. Данный вид работы состоит из нескольких этапов:
1. Нацеливание на работу, инструктаж.
2. Составление маршрутного листа.
3. Проверка результата (сличение маршрутных листов, устранение несоответствий)
4. Пересказ текста с использованием маршрутного листа.
Маршрутный лист произведения может составляться как индивидуально, так и в парах или группах. Также следует отметить, что исходя из возрастной группы и уровня владения иностранным языком, он может быть составлен с использованием собственной идеи учащегося, тогда количество станций в маршруте, их содержание и оформление будет разное, а может быть составлен по конкретной схеме, предложенной учителем, тогда количество станций и их содержание будет одинаковое.
В качестве иллюстрации по использованию маршрутного листа произведения предлагаем разработку конспекта — протокола урока иностранного языка.

Конспект-протокол фрагмента урока по теме «Домашнее чтение. Хейди (Джоанна Спайри)»
по предмету «Английский язык» для учащихся 5 класса (углубленный уровень)

Тема: Домашнее чтение. «Хейди», Джоанна Спайри
Урок №2 темы: Тренировка навыка говорения на материале произведения Джоанны Спайри «Хейди», часть 1.
Цель: используя материал произведения Джоанны Спайри, тренировать навык говорения, через подготовку к монологической речи посредством пересказа данной части произведения.
Задачи:
1. Совершенствовать навык говорения.
2. Cовершенствовать фонетические навыки.
3. Тренировать навыки работы в парах.
4. Формировать умение слушать другого.
Лексический материал: Switzerland, the Swiss Alps, to lead (led, led), to be homesick, lonely, the stalls, an actor, scenery, pale, at least, young, carry, whole, heart, healthy, air, instead.
Грамматический материал: Past Simple, Present Simple.
Оборудование: доска, книги для чтения, раздаточный материал.
Тип: урок формирования навыка говорения
Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока
Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем работу над первой частью произведения Джоанны Спайри «Хейди». Наша задача — составить маршрутный лист по первой части и подготовиться к пересказу этого отрывка.
Речь учителя:
– Ответьте на вопрос: «Каким образом составляется маршрутный лист произведения?».
Учащиеся отвечая на вопрос озвучивают логику работы с маршрутным листом.
Учащиеся:
– Нужно вспомнить весь отрывок, разделить его на логические части — станции. Дать название каждой станции, выделить главных героев каждой станции и основные события, которые там произошли. Записать глаголы, используемые в данной части.
Речь учителя:
Для того, чтобы не забыть логику действий, пользуйтесь карточками.
Учитель выдает раздаточный материал (карточки с вопросами, бумагу для маршрутного листа), нацеливая студентов на работу.
Речь учителя:
Задание. Ответьте поочередно на вопросы карточки и составьте маршрутный лист первой части истории о Хейди. Работаем на английском языке. Слушаем и поправляем друг друга. Схема маршрутного листа дана одинаковая, при необходимости дополните ее. У вас 15 минут.
Действия учителя и учащихся:
Учащиеся работая в парах, составляют маршрутный лист первой части произведения, учитель слушает, пары, оказывает помощь.
Содержание карточки:
1. Как называется произведение? (запиши в маршрутный лист)
2. Кто автор?
3. Сколько частей (станций) можешь выделить в данном тексте? (обозначь в маршрутном листе)
4. Как назовешь каждую станцию? (обсуди в паре, внеси в маршрутный лист)
5. Кто герои данного фрагмента?
6. Какова особенность каждой станции? (основные события)
7. Запиши глаголы, которые выражают последовательность действий каждой станции в маршрутном листе
Речь учителя:
Время вышло. Проверим. Справились ли вы с заданием? Сколько получилось станций? Давайте сравним ваши маршрутные листы.
Действия учителя и учащихся:
Учитель и учащиеся обсуждают каждую станцию на предмет корректности названия, героев, основных событий и используемых глаголов. Информация добавляется и исправляется.
После проверки, обсуждения и корректировки маршрутных листов учащимся предлагается использовать маршрутный лист как план и пересказать текст друг другу в парах.
Речь учителя:
Пользуясь маршрутными листами, попробуйте пересказать текст друг другу. При необходимости корректируйте речь вашего партнера. У вас 10 минут.
Действия учителя и учащихся:
Учащиеся работая в парах, пересказывают друг другу текст, учитель слушает, пары, оказывает помощь.
Речь учителя:
Время вышло. Насколько вам удалось справиться с пересказом текста. Кто готов пересказать текст без маршрутного листа?
Действия учителя и учащихся:
Учащиеся по желанию пересказывают текст (2 — 3 человека).
Речь учителя:
Справились ли с задачей урока? Какие возникали трудности? В чем были успешны?Домашнее задание. Пересказ первой части истории о Хейди.
Таким образом на примере этого урока увидеть, что
Кроме этого, следует отметить, что Маршрутный лист - это не только расширенный план, но и опорный конспект, в котором отражается логика произведения, а также своего рода тезисный план. Использование данного приема позволяет достич нескольких эффектов:
1. Обучающий эффект. В процессе создания м листа ребенок обращается к тексту не менее 5 раз, это дает возможность …..определение микротем и тем произведения. Учащиеся осваивают приемы сжатия текста. расширение вокабуляра) запоминание слов зрительно, на слух — ,
2. Развивающий - работа в парах, проговаривание друг другу текст на английском языке, позваляет не только тренировать навык говорения, но и слухо-произносительный и грамматический навыки; Отработка логического мышления через простраивания логических связей произведения. тренировать зрительную память,
3. Воспитательный - учит слышать другого, принимать его точку зрения.
Следовательно маршрутный лист является, на наш взгляд, одним из эффективных приемов, работающим на результат.
Литература:
1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2003
2. Мильруд Р. П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке. Методические рекомендации. – Тамбов, 1995
3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002
4. Nuttall C. Teaching Spaeking Skills in a Foreign Language. – Oxford, 1994
5. Wallace C. Speaking. - Oxford, 1992
Категория: английский язык | Добавил: (20.06.2014) | Автор: Янчуркина Наталья Алексеевна
Просмотров: 2289 | Теги: маршрутный лист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz