Выдвигаются работы, имеющие значительный инновационный потенциал и доказавшие свою значимость для развития системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи
Выдвигаются работы, имеющие высокий научный уровень, представляющие завершенное самостоятельное педагогическое исследование по актуальным проблемам современного воспитания
Аврамова Татьяна Анатольевна, МБОУ "СШ № 11", 5-9 классы, проект "«Создание профконсультационного центра «Призвание» в школе»
26.10.2015, 08:03
Проект "«Создание профконсультационного центра «Призвание» в школе»
Объем работы - 7 страниц, формат - Документ Microsoft Office Word (.docx)
1. Паспорт проекта
Наименование проекта Создание профконсультационного центра «Призвание» в школе Заказчики проекта Администрация МБОУ «СШ № 11» Основной разработчик проекта Аврамова Татьяна Анатольевна Классный руководитель 9 «А» МБОУ «СШ № 11» Исполнители проекта Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации и компании, вовлеченные в сотрудничество со школой Сроки и этапы реализации проекта 1 этап - организационный: 2015 г. 2 этап - основной: 2016 – 2017 гг. 3 этап - аналитический (подведение итогов, корректировка, перспективы): июнь 2017 г. Цель - Создание системы действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию профессиональной ориентации как у социально-адаптированных, так и дезадаптированных учащихся средних классов, потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе, через организацию профориентационного центра «Призвание». Задачи 1. Создать на базе МБОУ «СШ № 11» профконсультационный центр «Призвание». 2. Определить компоненты, подлежащие формированию в средних классах школы; 3. Обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися среднего звена; 4. На базе профориентационного центра разработать модель профориентационной работы со школьниками среднего звена; 5. Выявить способы приобщения школьников обозначенной возрастной категории к посильным и доступным видам труда; 6. С помощью педагога-психолога составить пакет диагностических методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной деятельности. Направления деятельности 1. Организация и проведение работ по профессиональной диагностике, профессиональному консультированию, профессиональному отбору и профессиональной адаптации (организация профессиональных проб) 2. Предоставление учащимся возможности осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его потребностям, интересам и возможностям. 3. Развитие интерактивных форм работы на основе ИКТ. 4. Развитие форм и методов взаимодействия с профессиональными учреждениями. 5. Организация и проведение мероприятий по формированию мотивации успеха обучающихся. Источники финансирования Бюджет МБОУ «СШ № 11», внебюджетные средства, средства от участия в конкурсах и проектах по профориентационной работе. Ожидаемые результаты реализации проекта - Создание профориентационного центра «Призвание». - Социальное развитие личности ученика, формирование социальной компетентности и социального самоопределения личности. - Готовность учеников к социальной жизни и решению проблем жизненного и профессионального самоопределения. - Формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию. - Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций. - Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми разных профессий. Контроль исполнения проекта Мониторинг деятельности, анализ документов, наблюдение, анкетирование, отзывы, рецензии на проводимые мероприятия, аналитические справки, отзывы на сайте школы.
2. Обоснование актуальности разработки В течении профессиональной жизни человек многократно оказывается в ситуации, когда ему необходимо сделать выбор. Впервые это происходит в школе. Выбор профессии и подготовка к профессиональному труду - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком. Выбирая профессию, человек выбирает свой образ жизни и жизненный путь, так что к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Для всех очевидно, что профессиональный выбор в подростковом возрасте осуществляется не только как собственное решение молодых людей. Они еще не готовы в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждаются в поддержке со стороны взрослых, прежде всего родителей. Для многих старшеклассников и их родителей выбор профессионального пути превращается в повод для бесчисленных споров и опасений. В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что необходимо улучшить профессиональную ориентацию школьника, создать условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Профессиональная ориентация будущих выпускников должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретённые в процессе обучения, из теоретических в действенные. Отсутствие систематизированного подхода к профориентации в школе: систематизации методической литературы в школе и координирования работы всех заинтересованных структур, большая загруженность учебной программы у выпускников: урочная система, обилие факультативов, дополнительное образование: музыкальные, спортивные и другие школы, психологическая незрелость, отсутствие серьезного подхода к выбору профессии учащихся, неспособность части выпускников к моменту получения аттестатов профессионально самоопределиться – все это является основанием для разработки проекта. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Объект: профориентационный центр «Призвание» МБОУ «СШ № 11». Предмет: профориентационная деятельность и педагогические условия ее эффективности в целях обеспечения основ социализации учащихся средних классов школы. Гипотеза: обеспечение основ социализации как социально-адаптированных, так и дезадаптированных учащихся средних классов школы средствами профессиональной ориентации будет эффективным, если: - начинать целенаправленную учебно-методическую, психолого-педагогическую и профориентационную деятельность уже в младших классах школы; - обеспечить учащихся информационной базой, необходимой для осуществления первичного профессионального самоопределения, а также стимулировать их познавательную активность профессиональной направленности; - приобщать учащихся средних классов к посильной трудовой и производительной деятельности; - осуществлять профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей через создание профориентационного центра «Призвание».
Основные направления деятельности центра: - Организация и проведение работ по профессиональной диагностике, профессиональному консультированию, профессиональному отбору и профессиональной адаптации (организация профессиональных проб) - Предоставление учащимся возможности осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его потребностям, интересам и возможностям. - Развитие интерактивных форм работы на основе ИКТ. - Развитие форм и методов взаимодействия с профессиональными учреждениями. - Организация и проведение мероприятий по формированию мотивации успеха обучающихся.
Прогнозируемые результаты проектной деятельности - Создание профориентационного центра «Призвание». - Социальное развитие личности ученика, формирование социальной компетентности и социального самоопределения личности. - Готовность учеников к социальной жизни и решению проблем жизненного и профессионального самоопределения. - Формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию. - Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций. - Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми разных профессий. Основным результатом выполнения данного проекта является функционирование профориентационного центра как системы подготовки учащихся общеобразовательной школы, которые могут сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируются на рынке профессий, имеют четко определенные профессиональные планы, умеют адаптироваться в меняющихся условиях.
Участники проекта Главным исполнителем Проекта является администрация школы. Исполнители мероприятий проекта: классные руководители 6 – 9 классов, педагог-психолог школы, социальный педагог, школьный библиотекарь, учителя-предметники.
Финансирование проекта Бюджет МБОУ «СШ № 11», внебюджетные средства, средства от участия в конкурсах и проектах по профориентационной работе.
Оценка эффективности реализации Проекта Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит: - повысить мотивацию не только социально-адаптированных, но и дезадаптированных учащихся средних классов, в профессиональном самоопределении; - оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии; - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. Критерии результативности профориентационной работы со школьниками: 1. Удовлетворенность учащихся и их родителей помощью школы в выборе профессионального пути. 2. Оценка результативности предлагаемых программ и методик работы. 3.Выявление уровня сформированности составляющих профессионального самоопределения. 4. Уровень соответствия профессионального выбора учащихся личностным особенностям и потребностям социально-экономической сферы. 5. Эффективность управления системой профориентационной деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Этапы Основные мероприятия Ответственные I этап Подготовительный - Создание комплекса условий для реализации проекта Ноябрь 2015 года – февраль 2016 года 1. Работа с педколлективом по содержанию проекта. 2. Создание материально-технической и нормативной базы. 3. Размещение информации о деятельности центра на школьном сайте. 4. Работа педагога-психолога по социализации детей. Зам. директора по ВР, педагог-психолог
II этап Основной - Реализация проекта. Профориентационная социализация школьников. Организация работы творческой группы педагогических работников для участия в работе по созданию профориентационного центра «Призвание»
Март 2016 года – май 2017 года 1. Предоставление информации о ресурсах Интернета по выбору профессии. 2. Конкурс персональных сайтов и страничек на школьном сайте о профессиях. 3. Формирование специальных знаний, установок по профессиональной работе с учащимися младшего и среднего звена. 4. Работа с родителями учащихся по профориентации. 5. Защита профессий Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог, учителя-предметники
III этап Аналитический - Анализ деятельности по теме проекта. Подведение итогов. Разработка текста проекта развития профориентационного центра «Призвание».
Июнь 2017 года 1. Освещение деятельности центра на школьном сайте и в СМИ. 2. Распространение опыта работы. Зам. директора по ВР, классные руководители