. Макарова Галина Владимировна МБОУ "ОШ № 10" - 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" - 2015-2016 уч.год-конкурсы,мероприятия - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Суббота, 04.05.2024, 13:13
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [35]
Фестиваль "Калейдоскоп профилактических идей" [5]
Лучшая инновационная разработка года [0]
Выдвигаются работы, имеющие значительный инновационный потенциал и доказавшие свою значимость для развития системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи
Лучшее педагогическое исследование года [0]
Выдвигаются работы, имеющие высокий научный уровень, представляющие завершенное самостоятельное педагогическое исследование по актуальным проблемам современного воспитания
Лучшая программа (проект) духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи [5]
Выдвигаются работы по созданию системы духовно-нравственного воспитания
Лучшая программа (проект) воспитания и социализации обучающихся [6]
Выдвигаются работы по созданию системы воспитания и социализации обучающихся (взаимодействие с социумом, новые методики и технологии воспитания)
За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательной организации [22]
Выдвигаются разработки занятий, мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, разработанные и реализуемые образовательными организациями

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » 2015-2016 уч.год-конкурсы,мероприятия » 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок" [ Добавить материал ]

Макарова Галина Владимировна МБОУ "ОШ № 10"
[ Скачать с сервера (20.1 Kb) ] 21.12.2015, 20:32
Ролевые игры на уроках истории, как средство приобщения
учащихся к культуре разных исторических эпох.
Макарова Галина Владимировна,
МБОУ «ОШ № 10»
учитель истории
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Дети стали просто потреблять получаемую информацию, не вдумываясь и не делая правильные выводы. Современная школа перенасыщена интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А ведь игра очень гармонично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Цель работы: Применение ролевой игры, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изложить теоретические подходы к игровой деятельности в обучении;
2. Отразить возможности ролевых игр;
3. Применение ролевых игр на уроках истории.
Итак, остановимся на наиболее важных возможностях игры на уроке:
1. Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.
Л.П. Борзова, исследуя мотивы участия школьников в играх на уроках истории, отмечает: «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»;[1]
2. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его опыте не было.
3. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.[2]
Кроме этого, в игре происходит огромная воспитательная работа. «Овладение знаниями в игре – новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и обретение себя».[1] В правильно построенной дидактической игре нет деления учащихся на «успешных» и «не успешных», здесь у все равные возможности, и «Ситуация успеха» дает свои плоды.
Игра на уроках истории – это форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения ребенка к исторической действительности. [4]
Структура ролево-игровых проектов:
- конструирование игровой ситуации;
- исполнение определенных ролей;
- результат (до конца игры он неизвестен).
Принято выделять несколько подвидов ролевых игр:
- Театрализованные представления;
- Театрализованные игры;
- Проблемно-дискуссионные игры.
Участники игры:
Учитель – ведущий, судья, инструктор, тренер.
Ученики – актеры, зрители, эксперты.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
В результате применения ролевых игр на уроках истории повышается мотивация учащихся к изучению предмета; в процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации; она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.
Ролевые игры можно использовать и при проведении интегрированных уроков, в частности историко-географические, историко-литературные, историко-иностранные, историко-художественные.
В заключение хотелось бы привести слова Анатолия Гина:
"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам".
"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".

Литература
1. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.
2. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с.
3. Манн Б.Б. Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе», №3, 1993.
4. Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. Р н/Д.: Феникс, 2010
Категория: 2 этап "Идея" Интернет-фестиваля "Современный урок"
Просмотров: 445 | Загрузок: 11 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 10
8 IrenSmagina  
Здравствуйте, спасибо за представленную педагогическую идею. У меня возник к вам такой вопрос: проводите ли объединение учащихся разных классов для постановки спектакля, например, 10-классников для совместной работы с 6- или 7-классниками? Используете ли в вашей работе интерпретацию на "современный взгляд" школьников произведений русской и зарубежной литературы?

10 solnce  
Здравствуйте! Спасибо за вопрос! Объединение учащихся разных возрастов провожу при проведении внеурочных мероприятий. Любое произведение или событие интерпретируется с точки зрения современности и духа того времени, когда происходило событие либо было написано произведение.

6 valentinapanovabespalova  
Галина Владимировна, ваша идея интересна, использование ролевых игр, по моему мнению, гораздо эффективнее, чем просто прочтение темы, следовательно и материал будет усваиваться легче.
С УВАЖЕНИЕМ ВАЛЕНТИНА ПАНОВА.

9 solnce  
Спасибо!

5 zylfiya2204  
Здравствуйте, Галина Владимировна! Выбранная форма проведения урока интересная и несомненно положительно сказывается на повышении интереса к урокам истории. Организация и реализация ролевых игр очень затратно по времени и, по моему мнению, больше подходит для внеурочной деятельности. Удается ли Вам уложиться в рамки урока? Как сочетается "идеальное управление" и те роли, которые занимает в игре учитель (ведущий, инструктор, судья и тренер)? С уважением З.Г.Мельникова.

7 solnce  
Добрый день, Зульфия Гамилевна! Спасибо за вопрос! У педагога для подготовки, организации и проведения уроков есть много помощников - это наши ученики. Не нужно все взваливать на свои плечи. Что касается времени, то урока вполне хватает и даже скажу больше - элемента урока. Игра это не обязательно что-то масштабное, есть много мини исторических игр. Задача учителя - направлять ход игры в нужное ему русло.

2 mosina_5656  
Добрый день, Галина Владимировна! Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Актуальность игровых форм в урочной деятельности в настоящее время важна из-за перенасыщенности современного школьника информацией, но хочется отметить, что у ролевой игры есть свои недостатки и преимущества. Преимущества: вызывает интерес к уроку - делает процесс обучения занимательным; недостатки: невозможно постоянно использовать, занимает весь урок, иногда сдвоенный. Как часто Вы используете данный вид работы? Спасибо, с уважением О. Мосина.

3 solnce  
Добрый день! Спасибо за вопрос! В чем-то я с вами согласна. В традиционном понимании (театрализованная сюжетно-ролевая игра) действительно очень затратная по времени, но можно использовать элементы игры на любом этапе урока. Например, такая форма игры "Интервью с историческим героем". Один ученик исторический герой, а второй журналист. На этапе проверки д/з (актуализация) проходит на ура. Если вас интересует, могу поделится наработками!

1 kiseleva-ov1989  
Здравствуйте, Галина Владимировна.
Применение ролевых игр на уроках истории, на мой взгляд, способствует повышению мотивации детей к образовательному процессу по данному предмету. Применение разнообразных форм и видов игры способствует развитию творческой деятельности учащихся и самого педагога. Как часто вы применяете данный метод в своей работе? Ведь при всех его положительных сторонах, он требует довольно много времени на подготовку.

4 solnce  
Здравствуйте! Спасибо за вопрос! Дело в том, что педагог часто взваливает всю подготовку на себя, а ученики оказываются только исполнителями. Может быть, в первый раз будет сложно настроить детей на подготовку к такому виду урока(занятия), но потом дети с удовольствием берут всю подготовку на себя. Задача учителя - направлять детей в нужное русло. К тому же, можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры, которая не требует особой подготовки. Моя любимая мини-игра "Интервью". Можно использовать на этапе проверки д/з (актуализации). Один ученик - исторический герой, другой - журналист. То есть не учитель проверяет д/з, а дети. Журналист придумывает вопросы, а остальные дети в классе слушают и оценивают.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz