. Игры и пособия - ГМО логопедов - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Воскресенье, 15.09.2019, 19:21
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
технология [50]
Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [12]
русский язык и литература [0]
учителя музыки и музыкальные руководители [0]
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР [3]
физика [10]
химия [5]
биология [0]
История, обществознание [6]
английский язык [0]
Школа молодого воспитателя [1]
ГМО логопедов [7]
ГМО психологов [0]
ПГ «Урок в рамках ФГОС (неурочные формы)» [8]
ПГ "Исследовательская деятельность в начальных классах" [3]
ТГ Дополнительное образование в условиях введения ФГОС [4]
введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО [2]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » ГМО, ТГ, ПГ » ГМО логопедов [ Добавить материал ]

Игры и пособия
[ Скачать с сервера (3.60 Mb) ] 11.12.2014, 16:15
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41»
Дидактические игры и пособия для развития фонематического слуха и восприятия дошкольников
Автор: Ионова Светлана Александровна, учитель – логопед I КК.
Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.
Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Дети, имеющие нарушение фонематического слуха и восприятия имеют свои особенности:
- Ребенок недостаточно хорошо воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков;
- с трудом различает неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы);
- слабо узнает голоса знакомых детей, родных;
- сложно запоминает и узнает мелодию, не воспроизводит простой ритм;
- допускает ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
- имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в прочтении слов, фраз, в проведении элементарного звуко - слогового анализа.
Для преодоления этих трудностей свою работу простаиваю в следующей последовательности:
1.Узнавание неречевых звуков, то есть тех, которые мы слышим, но не умеем произносить.
2. Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.
3. Различение сходных по звучанию слов.
4. Различение слогов.
5. Опознание и различение звуков (фонем).
6. Научение звуко-слоговой анализа: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять количество звуков в слове, место звука в слове.
Для того чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, я использую различные дидактические игры.

«Шумящие бочоночки»
Цель: развитие умения различать неречевые звуки
Вместо бочоночков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер яйца» или спичечные коробки. Наполните их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Ребёнок по звучанию должен догадаться что внутри бочоночка. Можно сделать пары бочонков с одинаковым наполнением, ребенку предлагается найти бочоночки, которые звучат одинаково.
«Шумящие мячи»
(по аналогии с предыдущей игрой)

«Найди свой кармашек»
Цель: различение слов со сходными по звучанию звуками
На игровом поле пары кармашков, со сходными звуками (например: т – д, с – сь, з – ж, л – р и т.д.). ребёнку предлагаются картинки с заданными звуками в начале слова, ему нужно «расселить» картинки по кармашкам.

«Рассели жильцов»
Цель: определение количества слогов в слове.
Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

«Грибок»
Цель: определение места звука в слове
На грибок наклеиваются три квадрата, ребёнку предлагается набор картинок с заданным звуком. Необходимо найти этот звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок фишку ставит в первый квадрат, если в середине во второй квадрат, если в конце – в третий квадрат. Например ищем звук Л.



Лампа Палка Стул

«Засели звук в домик»
Цель: определение места звука в слове
В окошке домика натянута нитка, в неё вставлена пуговка. По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало – середина – конец слова)

«Поезд» Цель: определение количества слогов в слове.
Ребёнку предлагается поезд с четырьмя вагонами. В первом вагоне едут пассажиры в названии, которых один слог, во втором вагоне – с двумя слогами, в третьем – с тремя слогами, в четвертом – с четырьмя слогами.

Массажные тренажеры
Это может быть и массажные мячики, колючие коврики, обычные карандаши, бигуди для завивки, небольшие цилиндры, изготовленные из основания обоев и обклеенные цветной бумагой. Эти пособия можно использовать при работе над слоговой структурой слов. Прокатывая между рук тренажёры, зажимая в кулачке мячи или продавливая ладошками коврик, ребёнок проговаривает ритмично слова с различной слоговой структурой.

«Звуковой жучок»
Цель: различение звуков по твёрдости - мягкости
Ребёнку предлагается игрушка – жук. Спина у него наполовину зелёная, наполовину – синяя. На синюю половину нужно наклеить картинки в которых заданный звук твёрдый, а на зелёную картинки, в которых – мягкий. На примере звуков Р и РЬ. Гармонь Р – твёрдый, на синюю половинку, орех РЬ – мягкий, на зелёную половину. И т.д.

«Сажаем цветы в клумбу»
Цель: звуковой анализ слова
Данное пособие вяжется крючком, на него нашиваются пуговицы, и отдельно вывязываются цветы (красные, синие, зелёные) с отверстием в центре, чтобы они могли застёгиваться на пуговички. Ребёнку даётся слово, он должен сделать звуковой анализ. Если звук согласный твёрдый он пристёгивает синий цветок, если согласный мягкий – зелёный цветок, если гласный – красный цветок.

Аист Липа Сапоги
«Расставь игрушки по местам»
Цель: составление слов из заданных звуков
Ребёнку предлагается сначала игровое поле с игрушками, на которых написаны буквы.

Далее предлагаются полки с игрушками, в определённом порядке. Ребёнок должен прочитать получившиеся слова.

Нос Сок Коса
«Найди слово»
Цель: составление слов по первым буквам картинок
Ребёнку даётся карточка с картинками, он из первых звуков составляет слово.
санки – С
мимоза – М
ели – Е
хобот – Х
СМЕХ

Самолёт – С
Компьютер – К
Облако – О
Топор – Т
СКОТ

«Азбука действий»
Цель: определение количества слов в предложении
Ребёнку предлагается картинка с персонажами, совершающими действия. Он составляет к ним предложение, далее под картинкой выкладывает схему этого предложения.

«Пчёлка» Цель: определение наличия звука в слове. Ребёнку предлагается полянка, задается определённый звук, передвигая пчёлку от цветка к цветку, ребёнок длительно и плавно поизносит заданный звук. Затем на цветы накладываются картинки. Пчёлка залетает в гости только к тем персонажам в названии, которых есть заданный звук. Например, задан звук С, петушок (пчёлка пролетает), собака (залетает в гости) и т.д.
«Составь схему»
Цель: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости, развивать мелкую моторику.
Пособие изготовлено при помощи «киндер сюрпризов», которые обвязываются в соответствии с обозначением звуков: гласные – красные, согласные твёрдые – синие, согласные мягкие – зелёные. Между собой они скрепляются при помощи заклёпок. Под картинкой ребёнок выкладывает схему слова.

ЛАПА ПИЛА ВИЛКА
«Фонематический калейдоскоп»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.
«Тучка с капельками» направлена на развитие умения определять не речевые звуки. «Солнце с лучиками», «Ёжик с капельками на спине», направлены на развитие умения определять количество слогов в слове. «Яблонька» - на развитие умения определять количество слов в предложении. «Бабочки на цветах» - определение места звука в слове (начало – середина – конец).
Категория: ГМО логопедов | Добавил: EKKI
Просмотров: 408 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2019 Создать бесплатный сайт с uCoz