. Блюдник Алёна Юрьевна, "Система работы по повышению грамотности младших школьников при изучении слов с непроверяемыми написаниями" - Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Воскресенье, 15.09.2019, 19:10
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
технология [50]
Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [12]
русский язык и литература [0]
учителя музыки и музыкальные руководители [0]
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР [3]
физика [10]
химия [5]
биология [0]
История, обществознание [6]
английский язык [0]
Школа молодого воспитателя [1]
ГМО логопедов [7]
ГМО психологов [0]
ПГ «Урок в рамках ФГОС (неурочные формы)» [8]
ПГ "Исследовательская деятельность в начальных классах" [3]
ТГ Дополнительное образование в условиях введения ФГОС [4]
введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО [2]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » ГМО, ТГ, ПГ » Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [ Добавить материал ]

Блюдник Алёна Юрьевна, "Система работы по повышению грамотности младших школьников при изучении слов с непроверяемыми написаниями"
[ Скачать с сервера (2.33 Mb) ] 24.04.2016, 09:28
С непроверяемыми написаниями в словах младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другими дисциплинами все больше возрастает. Наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.
Поэтому эта тема актуальна.

Предметные образовательные результаты:
- развитие памяти и повышение грамотности учащихся на уроках русского языка;
- умение писать словарные слова в разных контекстах (предложениях, текстах, диктантах, сочинениях, изложениях);
Метапредметные образовательные результаты:
- умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Для достижения образовательных результатов, систематически использую в своей деятельности этапы работы, методы и приёмы запоминания младшими школьниками слова с непроверяемыми написаниями, другими словами, простроила модель или алгоритм совместной деятельности учителя и учащихся по изучению слов с непроверяемыми написаниями.
Работу по освоению таких слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Этапы работы
1. Предъявление словарного слова.
а) чтение загадки, пословицы, стихотворения, где говорится о словарном слове;
б) прослушивание аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки, фотографии;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
2. Работа над "слуховым" образом слов.
Учащиеся проговаривают слово, определяют "трудное" место, т.е. слабую (безударную) позицию в слове.
3. Варианты написания слова учащиеся записывают на доске.
Например: берёза, бирёза.
Орфографическая задача: Как же правильно пишется слово? Что же делать дальше?
4. Работа с орфографическим словарём.
5. Работа над лексическим значением слова.
Помощь: Этимологический словарь.
6. Приёмы заучивания словарного слова:
Постановка проблемы: Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
7. Самостоятельный поиск учащимися способов заучивания.
8. Коллективный выбор лучшего из предложенных.
9. Запись слова учащимися в словарик, используя индивидуальный выбор приёма запоминания.
Приёмы запоминания словарных слов
Различные игровые приёмы:
1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.).
3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О)) .
4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, Ужин).
5. Какие слова любит ворона? (КАРман, КАРтина, КАРтон). А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет? (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, дельфин).
7. Запоминание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета: непроверяемые орфограммы напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: ромашка, пуговица, одуванчик сами круглы, как буква о, ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е, кофта фасоном напоминает ф.
8. Составление ребусов, кроссвордов;
9. Разгадывание шарад;
Метод графических ассоциаций . Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Р . КЕТА (ракета в виде буквы А).
ЯГ . ДА (Вместо корзины букву О можно изобразить в виде какой-либо ягоды).
В . СХОД (Какой восход без солнца?).
Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница ЛЕС . НИЦА.
Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются, когда нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки.
Приём классификации:
1. Объединение слов в группы, где пишется только гласная а, только О, только И,
только Е.
2. Заучивание слов обобщённым способом: (запоминание нескольких словарных слов).

Вывод
Разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, помогают учащимся усвоить трудную тему. Опыт показывает, что планомерное применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения и достичь планируемых предметных и метапредметных образовательных результатов.
При использовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.
Организуя всю эту работу, я преследую дальнейшие перспективы: сделать работу над словами с непроверяемыми написаниями основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению уроков русского языка, чтения, окружающего мира, математики и других предметов, сделать её более интересной, привлекательной, создать копилку детских творений по данной теме.
Категория: Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов)
Просмотров: 257 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2019 Создать бесплатный сайт с uCoz