С непроверяемыми написаниями в словах младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другими дисциплинами все больше возрастает. Наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Поэтому эта тема актуальна.
Предметные образовательные результаты: - развитие памяти и повышение грамотности учащихся на уроках русского языка; - умение писать словарные слова в разных контекстах (предложениях, текстах, диктантах, сочинениях, изложениях); Метапредметные образовательные результаты: - умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Для достижения образовательных результатов, систематически использую в своей деятельности этапы работы, методы и приёмы запоминания младшими школьниками слова с непроверяемыми написаниями, другими словами, простроила модель или алгоритм совместной деятельности учителя и учащихся по изучению слов с непроверяемыми написаниями. Работу по освоению таких слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Этапы работы 1. Предъявление словарного слова. а) чтение загадки, пословицы, стихотворения, где говорится о словарном слове; б) прослушивание аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки, фотографии; г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. 2. Работа над "слуховым" образом слов. Учащиеся проговаривают слово, определяют "трудное" место, т.е. слабую (безударную) позицию в слове. 3. Варианты написания слова учащиеся записывают на доске. Например: берёза, бирёза. Орфографическая задача: Как же правильно пишется слово? Что же делать дальше? 4. Работа с орфографическим словарём. 5. Работа над лексическим значением слова. Помощь: Этимологический словарь. 6. Приёмы заучивания словарного слова: Постановка проблемы: Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти? 7. Самостоятельный поиск учащимися способов заучивания. 8. Коллективный выбор лучшего из предложенных. 9. Запись слова учащимися в словарик, используя индивидуальный выбор приёма запоминания. Приёмы запоминания словарных слов Различные игровые приёмы: 1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.) 2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.). 3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О)) . 4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, Ужин). 5. Какие слова любит ворона? (КАРман, КАРтина, КАРтон). А лягушка? (КВАртира, МосКВА.) 6. В каких словах ель растет? (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, дельфин). 7. Запоминание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета: непроверяемые орфограммы напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: ромашка, пуговица, одуванчик сами круглы, как буква о, ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е, кофта фасоном напоминает ф. 8. Составление ребусов, кроссвордов; 9. Разгадывание шарад; Метод графических ассоциаций . Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Р . КЕТА (ракета в виде буквы А). ЯГ . ДА (Вместо корзины букву О можно изобразить в виде какой-либо ягоды). В . СХОД (Какой восход без солнца?). Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница ЛЕС . НИЦА. Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются, когда нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки. Приём классификации: 1. Объединение слов в группы, где пишется только гласная а, только О, только И, только Е. 2. Заучивание слов обобщённым способом: (запоминание нескольких словарных слов).
Вывод Разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, помогают учащимся усвоить трудную тему. Опыт показывает, что планомерное применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения и достичь планируемых предметных и метапредметных образовательных результатов. При использовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Организуя всю эту работу, я преследую дальнейшие перспективы: сделать работу над словами с непроверяемыми написаниями основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению уроков русского языка, чтения, окружающего мира, математики и других предметов, сделать её более интересной, привлекательной, создать копилку детских творений по данной теме.