. Мониторинг планируемых образовательных результатов как необходимое условие их достижения - Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Четверг, 25.04.2024, 10:47
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
технология [50]
Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [12]
русский язык и литература [0]
учителя музыки и музыкальные руководители [0]
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР [3]
физика [10]
химия [5]
биология [0]
История, обществознание [6]
английский язык [0]
Школа молодого воспитателя [1]
ГМО логопедов [7]
ГМО психологов [0]
ПГ «Урок в рамках ФГОС (неурочные формы)» [8]
ПГ "Исследовательская деятельность в начальных классах" [3]
ТГ Дополнительное образование в условиях введения ФГОС [4]
введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО [2]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » ГМО, ТГ, ПГ » Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [ Добавить материал ]

Мониторинг планируемых образовательных результатов как необходимое условие их достижения
[ Скачать с сервера (1.21 Mb) ] 20.04.2016, 15:03
Романова Ирина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 6»
город Ачинск

Мониторинг планируемых образовательных результатов
как необходимое условие их достижения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – один из основных документов, регламентирующий деятельность как любой образовательной организации в целом, так и отдельно взятого педагога в частности, представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. И прежде всего это требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [1].
Критерием для отбора планируемых образовательных результатов учащихся являются основные документы, регламентирующие деятельность педагога: ФГОС НОО, основная образовательная программа школы, рабочая программа учителя. На основании этих документов разрабатываются как материалы для контроля, так и листы достижения учащихся.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией).

При этом «именно внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке; как — в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д. Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, — на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [2].
Механизмом достижения поставленных целей становится постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению, т.е. мониторинг.

Внешний (итоговый) контроль организуется на рубежах: выявляются конкретные результаты достижения учащимися образовательных результатом согласно стандарту. Внутренний контроль организуется по уровням. Административный уровень – как правило, контроль 2 раза в год. Его цель – проверка соответствия качества достижения учащимися образовательных результатов в межаттестационный период (1, 2 полугодие). Уровень учителя – тематический и текущий контроль. Его цель - аналитический контроль текущего состояния и результативности учебного процесса для управления его качеством и своевременной корректировки. Считаю, что без системы слежения за динамикой освоения учащимися того или иного умения, управлять качеством учебного процесса невозможно. Важным также считаю принятие учителем того факта, что результаты контроля показывают качество работы педагога. И, если результаты таковы, что не устраивают учителя, он должен понять, что ему нужно изменить в методике своей работы для того, чтобы изменились результаты у учащихся. Тогда, проведя очередной срез, учитель увидит по динамике, правильными ли были его решения. Именно так я выстраиваю свою деятельность, и это даёт результат.
Так, диагностическая работа по русскому языку, проведённая в декабре, показала, что на задание, демонстрирующее учащимися «умение соотносить слово с его слогоударной моделью» 56% учеников допустили ошибки. При анализе ошибок с ребятами мы выяснили, что это умение состоит из трёх, более мелких операций: умение делить слово на слоги, умение ставить ударение, умение сравнивать количество слогов и место постановки ударения в слове и модели. Выявили, для кого из ребят, какая операция оказалась трудной. Вернулись к способам деления слова на слоги, постановки ударения в слове и т.д. Дальнейшая работа велась уже по группам затруднений. Учащиеся, определившись со своим затруднением, выбирали тренировочные задания, которые я подготавливала к занятиям.
Карточка 1. Раздели слова на слоги.
ГОРА, КОПИЛКА, КНОПКА, САМОКАТ, ЗВОНОК
Карточка 2. Поставь в словах ударение.
УТРО, ШИШКА, УРОЖАЙ, ДОКТОР, ПАРАД, ВЕЧЕР, ПОБЕДА
Карточка 3. Соотнеси слово с его моделью.

ГО-РА
КО-ПИЛ-КА
КНОП-КА
СА-МО-КАТ
ЗВО-НОК

Карточка 4. Прочитай слово. Раздели его на слоги, поставь ударение. Соедини слово с нужной слоговоударной моделью.

Разрабатывая проверочную работу в феврале (Приложение № 1, задание 1), я вновь включила в неё задание на проверку этого умения. Результаты учащихся выросли с 44% до 68%. Позитивная динамика показала правильность наших действий, поэтому работа и далее продолжалась по этой схеме.
При разработке проверочной работы по итогам третьей четверти, также было решено включить задание на проверку умения соотносить слово с его слогоударной моделью, но изменить форму задания, приблизив её к формату внешней диагностики (Приложение 2, задание 4). По результатам этой работы с заданием справились уже 74% учеников.
Но особо важно, чтобы не только результаты учащихся были объектом мониторинга, но и сами дети являлись субъектом учебной деятельности. Тогда процесс обучения становится личностно значимым, внешняя мотивация переходит во внутреннюю, формируется умение и желание учиться. Для этого мною ведётся работа по выращиванию детского действия контроля и оценки. Ребята учатся проверять и оценивать свои работы по совместно разработанным критериям, и эта работа ведётся ежеурочно. Но нужны ещё и уроки - рефлексивные остановки, по итогам которых ребята выносят решение, как на сегодняшний день они освоили это умение, и вносят свою оценку в сводную таблицу. Нужно видеть, как гордятся ребята, когда их оценка совпадает с оценкой учителя! И как радуются они, видя собственный рост!



Становясь старше, ребята на основе сравнения собственных зафиксированных ими и учителем результатов уже могут ставить сами себе учебные цели на новую четверть. Такие листы (см. ниже) я делаю и выдаю каждому ученику по каждому предмету. Ребята заполняют их, потом, по истечении времени мы возвращаемся к этим листам и анализируем, достигли ли поставленных целей? Каким образом? Если нет, то что помешало? Как быть с этим дальше?

Данные мониторинга являются ещё и тем уникальным средством, которое позволяет мне и родителей заинтересовать процессом обучения своего ребёнка. Делаю я это следующим образом. Подобные листы с индивидуальными результатами, а также индивидуальной динамикой я выдаю родителям на собрании. И для нас важным является именно продвижение ребёнка. Мы вместе радуемся даже небольшому, но росту наших ребят, вместе ищем проблемные места. В этом году некоторые мои родители-первоклассники попросили помимо собраний организовать встречи-консультации, что бы понимать как правильно помочь ребёнку в освоении того или иного умения. Кроме этого два раза в год (декабрь и май) мы с ребятами проводим Дни открытых дверей, когда родители могут прийти к нам на уроки, понять что и как мы делаем.
Из таблицы и диаграммы, приведённых ниже, видно, что, выстраивая таким образом образовательный процесс, мы все вместе качественно работаем на достижение планируемых результатов.
ИКР по русскому языку 2015
умения класс регион
Правильно писать безударные окончания имен прилагательных 91,67% 87,15%
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс 70,83%
68,28%

Восстанавливать текст 79,17% 78,68%
Правильно употреблять знаки конца предложения
95,83% 88,5%
Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения
91,67% 86,49%
Находить главные члены предложения, в том числе в предложениях с однородными членами
100% 88,01%
Составлять план текста
54,17% 35,12%


Исходя из вышеизложенного, я считаю, что для достижения планируемых образовательных результатов педагогу необходимо систематически отслеживать происходящие в реальной предметной и метапредметной среде процессы и явления, с тем, чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в свою управленческую деятельность. Это является необходимым условием достижения планируемых результатов образования [3].

Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html
2. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа № 6» г.Ачинска http://www.school2.edusite.ru/cs_method_activity.html
3. Планируемые результаты начального общего образования. под редакцией С.Г. Ковалёвой. М: Просвещение – 2009.
Категория: Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов)
Просмотров: 418 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz