Тема урока: К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди» Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная. Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения. Задачи урока: Образовательные (предметные): - продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского через рассказ «Какие бывают дожди»; - совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел; - совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения; Воспитательные (личностные): - воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах. - формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. Развивающие (метапредметные): - развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам) - развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - развивать творческие способности у учащихся через музыку и живопись. Ожидаемый результат: каждый ребенок называет особенности разных видов дождей с опорой на текст; для понимания, осознания текста каждый ребенок умеет заполнять таблицу, классифицируя признаки дождей. Оборудование: учебник «Литературное чтение» ч.2, компьютер, интерактивная доска, презентация, звуки дождя, изображение дождя, мультфильм «Земляничный дождик». Ход урока 1.Актуализация, целеполагание. Смотрим фрагмент м/ф «Земляничный дождик» - Лисенку грустно. А почему? - А какое настроение вызывает дождь у вас? - Давайте попробуем помочь лисенку, поднять ему настроение, может быть он изменит свое представление о дожде. Ведь дождь может быть не только грустным и скучным, но и ласковым, веселым. - А поможет нам произведение автора, который нам уже знаком. (портрет Паустовского) -К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди». С. 92 учебник - Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет это произведение? (о дожде, о видах дождя) - Произнесите это слово. А что, вы, слышите в самом слове «дождь»? (шуршание, отрывистость, вода льется, дождь капает). В слове собраны звонкие и шипящие звуки, которые позволяют услышать звуки дождя. - Какую же цель мы поставим на данном уроке? (узнать о видах дождя, его приметах) Эмоциональная минутка. - Нам нужно настроиться на восприятие нового произведения. Представьте, что за окном дождь. Послушайте его. (Звучит шум дождя.) 2. Первичное чтение. -А сейчас послушайте само произведение. (Читают произведение Буймов, Лавцевич, Терентьев, Поддубская.) - Что вам больше запомнилось, удивило, заинтересовало в произведении? - Подтвердилось ли первоначальное предположение о содержании текста? - А почему мы сами не замечаем удивительное, интересное в дожде? - Правильно, потому что надо быть внимательным к тому, что нас окружает. А Паустовский был именно таким. Он замечал все мелочи и мог передать всю красоту окружающего мира словами. Словарная работа. -Какие слова были непонятны?
- Давайте и мы очень внимательно посмотрим на текст. 3.Вторичное чтение. 1 абзац. Читаем «цепочкой». -О чем узнали из этого абзаца? (о приметах дождя) -Назовите приметы дождя. 2 абзац. -Почему говорят, начинает «крапать»? 3 абзац. -О каких запахах во время дождя говорит автор? 4 абзац. -Почему любой дождь называют ласково-«дождик»?
Физминутка о дожде на релаксацию
4.Работа в парах (читают текст до конца) Отвечают по очереди на вопросы. 1) –Что узнали о спором дожде? -Правда ли, что он приближается тихо? -Что слышится в это время на реке? 2) –Чем отличается грибной дождь от спорого? -Правда ли, что грибной дождь звенит? -Почему этот дождь назвали грибным? 3)- Объясни, почему про слепой дождь говорят «Царевна плачет»? -Правда ли, что звуки этого дождя разнообразны? Проверка. Одна пара отвечает, а остальные относятся к их ответу.
5.Практическая часть. Заполнить таблицу. Какие бывают дожди Вид дождя Его особенности Звуки дождя
1 человек работает за компьютером. Затем его таблица выводится на экран и по ней все сравнивают свои ответы. -Рассмотрите иллюстрации в учебнике и попробуйте по приметам узнать вид дождя. -А какой же вид дождя звучал в начале урока? (включаю фонограмму) 6.Итог. -Вернемся к цели нашего урока. Достигли мы ее? -Сделаем вывод: каждый дождь по-своему хорош.
7.Д/з. по выбору. Учебник в.5 или в.4., с.95 8. Досмотрим м/ф и посмотрим на настроение лисенка.