Формирование читательской грамотности у (младших школьников) второклассников «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании, искусном применении всего того, что знаешь». (Георг Гегель) В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. На протяжении последних двух лет я изучаю пути решения вопроса: «Как улучшить продуктивность чтения у младших школьников». Определила цель своей педагогической деятельности: формирование читательской грамотности в начальной школе. В ноябре 2014 года прошла курсы в КК ИПК РО по теме «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС». Изучила современную методическую и педагогическую литературу. Коротко излагаю основные понятия по данной теме. Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном. Что такое полное понимание текста? Это умение находить в тексте информацию трёх видов: фактуальную (о чём в тексте сообщается в явном виде), подтекстовую (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»), концептуальную (основная идея текста, его главные смыслы). Например: вопросы фактуальной информации: - О чём это произведение? - Какие действующие лица? вопрос подтекстовой информации: - Какие чувства вы испытали? вопрос концептуальной информации: - Какими мыслями хотел с нами поделиться автор?
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения: Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать своего собеседника (автора). Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Личностные: в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).
Меня заинтересовала (Рассмотрим) технологию продуктивного чтения. Цель технологии: понимание текстов в явном виде, не явном виде и главное. Средство: активные приёмы на трёх этапах работы с текстом. Три этапа работы с текстом: 1) До чтения текста. Предположение о чём будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение). Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения. 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того, чтобы задать вопрос автору по прочитанному, предположить ответ, при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя. Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Можно использовать следующие задания для продуктивного чтения текста на уроке: • Прочитайте текст. • Ознакомьтесь с заданиями к тексту. • Проверьте выполнение продуктивного задания к тексту. • Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения. • Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения. • Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы, комментарии, словарная работа). Навыки и умения грамотного чтения делятся на 4 уровня сложности. 1 уровень – ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить её без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации. 2 уровень – ученик умеет находить в текстах неявную (скрытую) информацию и предъявлять её в адекватной форме. 3 уровень – ученик умеет интерпретировать найденную на основе сопоставления и обобщения информацию, выявлять авторскую точку зрения и обобщать информацию. 4 уровень – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснения новой ситуации. Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений. 1) Поиск информации, заданной в явном виде: найти конкретные сведения; найти значения слова и фразы; определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; определить время и место действия рассказа. 2) Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: установить связь между событиями; понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов. 3) Интерпретация и обобщение информации: распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, полученную из текста; понимать настроение и общий тон рассказа; находить практическое применение информации из текста (составление таблиц, диаграмм). 4) Оценка содержания языка и структуры текста: оценивать правдоподобность описанных событий; описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; оценивать полноту и ясность информации, представленной в тексте; определять отношения автора к основной теме текста. Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.
Какие формы работы по формированию читательской грамотности я организую во 2 классе? Во время образовательного процесса на разных предметных уроках. Русский язык:
• словарная работа: поиск значения слов в толковом словаре учебника с.157 Окружающий мир: • составление и запись вопросов по познавательной статье написание рефератов создание презентаций Литературное чтение:
заполнение таблицы Фамилия автора Заголовок Жанр Тема Главная мысль
• пересказывание текста, используя - ключевые слова - картинный план (диафильм) • работа с незнакомым текстом и выполнение тестовых заданий 1 раз в месяц Внеклассное чтение: • подготовка выступления по прочитанному тексту - самостоятельное составление плана пересказа • продумывание разно - уровневых вопросов для слушателей Изобразительное искусство: • словарная работа: поиск значения слов в разделе учебника «Словарь юного художника» (с. 160) просмотровое чтение выполнение тестовых заданий (составленных учителем) по статьям учебника в разделе «Музей в твоей книжке» (с.148-159) Физическая культура: • поиск информации, заданной в явном виде в статье учебника: правила, алгоритм выполнения упражнения составление развёрнутого ответа, используя иллюстративный материал учебника ознакомление с вопросами до чтения статьи из рубрики «Проверь свои знания» (с.78) Технология: • диспут до чтения познавательной статьи (с. 10 «Как родились ремёсла?») формулирование вывода после чтения статьи чтение и выполнение задания по инструкционной карте (с.33, с. 46)
Формирование читательской грамотности можно организовывать и во внеурочное время. Факультатив «Умники и умницы»: • чтение и разбор заданий в парах • чтение и разбор заданий в группах
Предметные олимпиады и конкурсы («Русский медвежонок», «Кенгуру»): • самостоятельное выполнение заданий
Библиотечные уроки, проводимые в школе библиотекарем Николаевой Л. Г.: • знакомство со всеми видами словарей
Мероприятия в центральной библиотеке имени Гайдара: • привитие и воспитание внимательного читателя через викторины, познавательные игры, заочные путешествия по страницам книг
Ресурсы. • Программа повышения квалификации «Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС» • Тесты, проверяющие сформированность читательской грамотности. Литературное чтение, 1-2 классы: промежуточный и итоговый контроль/ авт. Сост. О.Б. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 75 с. • Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. С.В. Иванов и др.- Издательство «Вентана – Граф», 2012 • Учебник «Окружающий мир. 2 класс» авт. Н.Ф. Виноградова.- Издательство «Вентана – Граф», 2012 • Учебник «Литературное чтение. 2 класс» авт. – составитель Л. А. Ефросинина. - Издательство «Вентана – Граф», 2012 • Учебная хрестоматия для учащихся 2 класса/ авт. – составитель Л. А. Ефросинина. - Издательство «Вентана – Граф», 2003 • Учебник «Изобразительное искусство. 2 класс» авт. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - Издательство «Вентана – Граф», 2013 • Учебник «Физическая культура: 1-2 классы/Т.В. Петрова и др. – Издательство «Вентана – Граф», 2011 • Учебник «Технология. 2 класс» авт. Е.А. Лутцева. – Издательство «Вентана – Граф», 2014 • Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам» авт.О.А. Холодова.- Издательство РОСТ, 2011
Приложение к Мастер – классу по теме «Составление заданий теста для проверки читательской грамотности во 2 классе» Задания к тексту.
См. текст статьи в учебнике «Изобразительное искусство. 2 класс» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2013, с. 148-149. Ответь на вопросы, отметив (Х) верный вариант ответа. 1.О ком рассказывается в этом тексте? □ о В. Серове. □ о Ф.И. Шаляпина. □ о К.Коровине. □ о К. Юоне
2.Какими профессиями обладал К.А. Коровин? □ писатель □ живописец □ художник □ режиссёр
3.В каком направлении работал художник? □ пейзажи □ натюрморт □ портрет □ рисунок
4.В какой манере написаны его картины? □ акварельные краски □ гуашь □ в широкой, свободной, живой, сияющей, свежей, праздничной манере □ без наброска
5.Выбери правильное утверждение. □ Писатель К. Коровин написал портрет Ф.И. Шаляпина. □ К. Коровин не любил русскую живопись. □ К. Коровин много работал над оформлением театральных спектаклей. □ К. Коровин написал портрет В. Серова.
6.Как ты понимаешь выражение: «Становился соавтором режиссёра»? □ писал сценарий □ был театральным художником □ созданные им декорации подготавливали зрителя к спектаклю □ много работал над оформлением спектаклей
7.Укажи последовательность абзацев текста. □ Задача художника. □ Живописец и художник. □ Театральный художник. □ О творчестве живописца.
8.Главным образом автор хотел: □ рассказать о русской живописи □ описать портрет К. Коровина □ рассказать о творчестве и деятельности К. Коровина □ описать средства изобразительного искусства
9.Какое название больше подходит к данной статье: □ Музей в твоей книжке. □ К. Коровин. □ Живопись К. Коровина. □ О творчестве К. Коровина