. Свалухина Т.А. Мастер-класс"Формирование читательской грамотности у младших школьников" - Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Муниципальная методическая служба города Ачинска
Четверг, 18.04.2024, 18:57
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
технология [50]
Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [12]
русский язык и литература [0]
учителя музыки и музыкальные руководители [0]
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР [3]
физика [10]
химия [5]
биология [0]
История, обществознание [6]
английский язык [0]
Школа молодого воспитателя [1]
ГМО логопедов [7]
ГМО психологов [0]
ПГ «Урок в рамках ФГОС (неурочные формы)» [8]
ПГ "Исследовательская деятельность в начальных классах" [3]
ТГ Дополнительное образование в условиях введения ФГОС [4]
введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО [2]

Поделиться

Статистика

Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВКонтакте

Главная » Файлы » ГМО, ТГ, ПГ » Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов) [ Добавить материал ]

Свалухина Т.А. Мастер-класс"Формирование читательской грамотности у младших школьников"
[ Скачать с сервера (1.65 Mb) ] 22.04.2016, 11:46
Формирование читательской грамотности у (младших школьников) второклассников
«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании, искусном применении
всего того, что знаешь».
(Георг Гегель)
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. На протяжении последних двух лет я изучаю пути решения вопроса: «Как улучшить продуктивность чтения у младших школьников».
Определила цель своей педагогической деятельности: формирование читательской грамотности в начальной школе. В ноябре 2014 года прошла курсы в КК ИПК РО по теме «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС». Изучила современную методическую и педагогическую литературу.
Коротко излагаю основные понятия по данной теме.
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном.
Что такое полное понимание текста?
Это умение находить в тексте информацию трёх видов: фактуальную (о чём в тексте сообщается в явном виде), подтекстовую (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»), концептуальную (основная идея текста, его главные смыслы).
Например: вопросы фактуальной информации:
- О чём это произведение?
- Какие действующие лица?
вопрос подтекстовой информации:
- Какие чувства вы испытали?
вопрос концептуальной информации:
- Какими мыслями хотел с нами поделиться автор?

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения:
Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать своего собеседника (автора).
Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Личностные: в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Меня заинтересовала (Рассмотрим) технологию продуктивного чтения.
Цель технологии: понимание текстов в явном виде, не явном виде и главное. Средство: активные приёмы на трёх этапах работы с текстом.
Три этапа работы с текстом:
1) До чтения текста.
Предположение о чём будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение).
Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.
2) Во время чтения текста.
Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором:
делая паузы в чтении для того, чтобы задать вопрос автору по прочитанному, предположить ответ, при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя.
Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
3) После чтения текста.
Формулирование его главной мысли (концепта) с помощью рефлексивного чтения.
Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Можно использовать следующие задания для продуктивного чтения текста на уроке:
• Прочитайте текст.
• Ознакомьтесь с заданиями к тексту.
• Проверьте выполнение продуктивного задания к тексту.
• Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения.
• Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения.
• Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы, комментарии, словарная работа).
Навыки и умения грамотного чтения делятся на 4 уровня сложности. 1 уровень – ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить её без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации. 2 уровень – ученик умеет находить в текстах неявную (скрытую) информацию и предъявлять её в адекватной форме. 3 уровень – ученик умеет интерпретировать найденную на основе сопоставления и обобщения информацию, выявлять авторскую точку зрения и обобщать информацию. 4 уровень – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснения новой ситуации.
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений. 1) Поиск информации, заданной в явном виде: найти конкретные сведения; найти значения слова и фразы; определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; определить время и место действия рассказа. 2) Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: установить связь между событиями; понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов. 3) Интерпретация и обобщение информации: распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, полученную из текста; понимать настроение и общий тон рассказа; находить практическое применение информации из текста (составление таблиц, диаграмм). 4) Оценка содержания языка и структуры текста: оценивать правдоподобность описанных событий; описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; оценивать полноту и ясность информации, представленной в тексте; определять отношения автора к основной теме текста.
Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.

Какие формы работы по формированию читательской грамотности я организую во 2 классе?
Во время образовательного процесса на разных предметных уроках.
Русский язык:

• словарная работа: поиск значения слов в толковом словаре учебника с.157
Окружающий мир:
• составление и запись вопросов по познавательной статье
 написание рефератов
 создание презентаций
Литературное чтение:

 заполнение таблицы
Фамилия
автора Заголовок Жанр Тема Главная мысль

• пересказывание текста, используя
- ключевые слова
- картинный план (диафильм)
• работа с незнакомым текстом и выполнение тестовых заданий 1 раз в месяц
Внеклассное чтение:
• подготовка выступления по прочитанному тексту - самостоятельное составление плана пересказа
• продумывание разно - уровневых вопросов для слушателей
Изобразительное искусство:
• словарная работа: поиск значения слов в разделе учебника «Словарь юного художника» (с. 160)
 просмотровое чтение
 выполнение тестовых заданий (составленных учителем) по статьям учебника в разделе «Музей в твоей книжке» (с.148-159)
Физическая культура:
• поиск информации, заданной в явном виде в статье учебника: правила, алгоритм выполнения упражнения
 составление развёрнутого ответа, используя иллюстративный материал учебника
 ознакомление с вопросами до чтения статьи из рубрики «Проверь свои знания» (с.78)
Технология:
• диспут до чтения познавательной статьи (с. 10 «Как родились ремёсла?»)
 формулирование вывода после чтения статьи
 чтение и выполнение задания по инструкционной карте (с.33, с. 46)

Формирование читательской грамотности можно организовывать и во внеурочное время.
Факультатив «Умники и умницы»:
• чтение и разбор заданий в парах
• чтение и разбор заданий в группах

Предметные олимпиады и конкурсы («Русский медвежонок», «Кенгуру»):
• самостоятельное выполнение заданий

Библиотечные уроки, проводимые в школе библиотекарем Николаевой Л. Г.:
• знакомство со всеми видами словарей

Мероприятия в центральной библиотеке имени Гайдара:
• привитие и воспитание внимательного читателя через викторины, познавательные игры, заочные путешествия по страницам книг

Ресурсы.
• Программа повышения квалификации «Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС»
• Тесты, проверяющие сформированность читательской грамотности. Литературное чтение, 1-2 классы: промежуточный и итоговый контроль/ авт. Сост. О.Б. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 75 с.
• Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. С.В. Иванов и др.- Издательство «Вентана – Граф», 2012
• Учебник «Окружающий мир. 2 класс» авт. Н.Ф. Виноградова.- Издательство «Вентана – Граф», 2012
• Учебник «Литературное чтение. 2 класс» авт. – составитель Л. А. Ефросинина. - Издательство «Вентана – Граф», 2012
• Учебная хрестоматия для учащихся 2 класса/ авт. – составитель Л. А. Ефросинина. - Издательство «Вентана – Граф», 2003
• Учебник «Изобразительное искусство. 2 класс» авт. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - Издательство «Вентана – Граф», 2013
• Учебник «Физическая культура: 1-2 классы/Т.В. Петрова и др. – Издательство «Вентана – Граф», 2011
• Учебник «Технология. 2 класс» авт. Е.А. Лутцева. – Издательство «Вентана – Граф», 2014
• Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам» авт.О.А. Холодова.- Издательство РОСТ, 2011

Приложение
к Мастер – классу по теме «Составление заданий теста для проверки читательской грамотности во 2 классе»
Задания к тексту.

См. текст статьи в учебнике «Изобразительное искусство. 2 класс» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2013, с. 148-149.
Ответь на вопросы, отметив (Х) верный вариант ответа.
1.О ком рассказывается в этом тексте?
□ о В. Серове.
□ о Ф.И. Шаляпина.
□ о К.Коровине.
□ о К. Юоне

2.Какими профессиями обладал К.А. Коровин?
□ писатель
□ живописец
□ художник
□ режиссёр

3.В каком направлении работал художник?
□ пейзажи
□ натюрморт
□ портрет
□ рисунок

4.В какой манере написаны его картины?
□ акварельные краски
□ гуашь
□ в широкой, свободной, живой, сияющей, свежей, праздничной манере
□ без наброска

5.Выбери правильное утверждение.
□ Писатель К. Коровин написал портрет Ф.И. Шаляпина.
□ К. Коровин не любил русскую живопись.
□ К. Коровин много работал над оформлением театральных спектаклей.
□ К. Коровин написал портрет В. Серова.

6.Как ты понимаешь выражение: «Становился соавтором режиссёра»?
□ писал сценарий
□ был театральным художником
□ созданные им декорации подготавливали зрителя к спектаклю
□ много работал над оформлением спектаклей

7.Укажи последовательность абзацев текста.
□ Задача художника.
□ Живописец и художник.
□ Театральный художник.
□ О творчестве живописца.

8.Главным образом автор хотел:
□ рассказать о русской живописи
□ описать портрет К. Коровина
□ рассказать о творчестве и деятельности К. Коровина
□ описать средства изобразительного искусства

9.Какое название больше подходит к данной статье:
□ Музей в твоей книжке.
□ К. Коровин.
□ Живопись К. Коровина.
□ О творчестве К. Коровина
Категория: Методический калейдоскоп (материалы учителей начальных классов)
Просмотров: 2147 | Загрузок: 110 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
для слабовидящих

Актуально

Советуем посетить
Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Облако тэгов

Наш сайт

Информационно-методический отдел УО г.Ачинска © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz