«Организация коррекционно – развивающего обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы». - технология - ГМО, ТГ, ПГ - Каталог файлов - ММС г.Ачинска
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Когда речь идет об обучении детей ОВЗ в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья организовано посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении; Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе. Сегодня перед системой общего образования стоит задача − обустройство новой практики работы с особыми детьми − инклюзивное образование, которое позволит обеспечить доступность и качество большему количеству обучающихся с особыми образовательными потребностями. Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного инклюзивного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение ставить перед собой посильные учебные задачи, элементарно планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль с помощью учителя или без него по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и учащимися. Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников. Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, психолог,учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор. Учителю необходимо: • следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; • посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; • поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; • разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления. Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам. Индивидуальная образовательная программа Индивидуальная образовательная программа включает: а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; б) сокращенные тесты; в) четкое разъяснение заданий; г) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания; д) демонстрация уже выполненного задания; е) обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место); ж) предоставление дополнительного времени для завершения задания. Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией. Некоторые рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе - обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ); - возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем; -разделять текст на небольшие смысловые части. В тексте должна быть зафиксирована только основная мысль. При выполнении заданий по тесту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием; -задание можно формулировать в несколько этапов. При формулировании предлагать показать конечный продукт; - формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком; -давать ребенку возможность закончить начатое задание. Оценка - необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое; -не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов; -использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом; -использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).